промокод wildberries

 

Инструкция по выживанию на рок концерте в России. Часть 1.

Инструкция-памятка посетителю рок-концерта (в России)
Сразу хочу сказать, что нижеследующее читать музыкантам, звукорежам и глубоко погружённым в тему товарисчам нет нужды. Но, как мне кажется, подобную телегу давно следовало прогнать. Музыканту очень сложно понять, что есть на свете люди, не играющие на музыкальных инструментах и даже не различающие звучания оных при прослушивании записей. Но тем не менее - большинство слушает именно так, не разбирая где звучит бас, а где-клавиши. И большинство публики, приходящей на концерт, совершенно неосведомлено о технической стороне дела, народ просто колбасится от-души, а потом, придя домой, в сердцах ругает звукорежа, в очередной раз обосравшего (по мнению посетителя) весь звук. Некоторые, способные к различению нюансов, формулируют своё недовольство так: "Слов опять не было слышно, всё забивала гитара (барабаны, бас - вставить нужное)", звук был слишком резкий, уши болят, сплошная каша". Интересно, что другой недовольный назовёт в качестве инструмента, забившего всё, не гитару, а бас; а кто-то поделится радостью - "Такого классного звука никогда ещё не слышал!".

Что же НА САМОМ ДЕЛЕ происходит на рок-концерте? Неужели наши звукорежиссеры действительно такие лохи, что не способны отстроить группе нормальное звучание? Куда регулярно пропадают слова, отчего болят уши, и почему, когда ты выходишь пописать - из туалета всё прекрасно слышно, особенно текст,а в зале -один грохот и вокалист как рыба безмолвно открывает рот ("сделайте вокал громче" - регулярно советуют звукорежу доброхоты)?
Тем, кто хочет понять происходящее, адресуются эти печальные строки.

Итак:
Начать придется сначала. А для начала нам понадобится прорубить природу электроинструментов, в особенности - электрогитар. Обыкновенная акустическая гитара представляет собой коробку, верхняя доска которой (верхняя дека), возбуждаемая звучанием струн, колеблется , как мембрана динамика. Этот звук, попадая внутрь коробки, усиливается (колотясь о стенки коробки) и выталкивается наружу через дырку в верхней деке (розетку). При отсутствии верхней деки и усиливающей звук коробки мы бы почти ничего не услышали (дёрните тетиву лука - вот такая была бы картина).

Электроинструмент представляет собой совершенно другой принцип. Дело в том, что акустическая гитара (скрипка, виолочлен) рассчитаны на то, что внутрь их резонирующей коробки будет попадать ТОЛЬКО звук струн собственно инструмента. И даже если на этот инструмент приляпан электоросъёмник - это ничего не меняет. В условиях же рок-концерта (если только мы не на стадионе с огромной сценой) внутрь коробки залетает сокрушающая всё вибрация от бас-гитары и барабанов - в результате акустический инструмент взвывает и буквально начинает выпрыгиватть из рук. С этим борются затыкая дырки в верхней деке - специальной резиновой пробкой, или тупо забивая "эфы"(косые дырки в деке) виолончели поролоном - всё равно выходит пакость. С этой проблемой столкнулись ещё джазмены много лет назад, и тогда же её решили, изобретя электроинструменты.

В электрогитаре верхняя дека и звукоусиливающая коробка разорваны и изолированы. Собственно гитара - лишь половина инструмента. Электрогитара - это доска (верхняя дека) на которую натянуты струны. Она, как и положено доске, вибрирует, окрашивая звучание струн. Усиливается звук в совершенно другом месте называемом "комбиком" или "стеком". Преобразованный в электросигнал звук отправляется в стоящую неподалёку от барабанщика квадратную дуру, состоящую из усилителя и колонки (принципиально ничем не отличающихся от тех, что стоят у вас дома). Это и есть то, что в электрогитаре выполняет функцию резонаторной коробки. От качества комбика напрямую зависит звук, если гитара великолепна, а комбик - говно, то на выходе мы получим говно. Крутые комбики и стеки звучат по-разному, поэтому при наличии разнообразных комбиков мы можем получить от одной гитары совершенно разный звук. Были изобретены электро-виолончели, состоящие из одной верхней деки, клавиши тоже заводят в специализированные комбики, окрашивая и уплотняя этим их звук.

МУЗЫКАНТЫ НА СЦЕНЕ слышат и слушают именно звук комбиков - это и есть их звук, они по нему ориентируются. Теперь вы поняли, что это за чёрные коробки стоят на сцене и мигают лампочками? Это усилители и колонки музыкантов, половинки их электроинструментов. "Раскачаны" они должны быть так, чтобы их звук был сопоставим с громкостью барабанов, по которым барабанщик колотит от души, то есть - громко. Каждый музыкант стоит неподалёку от своего комбика, чтобы не потерять себя. Других музыкантов он слышит благодаря МОНИТОРАМ.

Мониторы - это тоже колонки, которые располагаются в полулежачем положении на полу, и на которые гитаристы и вокалисты очень любят понтово ставить ноги. Видели такие? Видели. Замечательно. Перед концертом, отстроив звук комбиков, музыканты долго строят свои мониторы (теоретически их отстройкой должен заниматься отдельный звукореж с отдельным пультом, прячущийся сбоку от сцены, практически -это очень редко встречающееся явление, и эта обязанность валится на голову единственного звукопёра строящего общий звук). "Дайте больше бочки в переднюю линию мониторов!" -несутся крики. "Вокал в четвёртую линию! Барабанщик вокал не слышит!". "Уберите нафиг флейту из моего монитора! Она и так прет так, что ушам больно!".

Технический райдер - перед тем, как читать дальше, сходите по этой ссылке . Скачайте и посмотрите вторую страничку. На ней схематически изображена сцена с расставленными на ней комбами и мониторами. "Линией" мониторов называется возможность организовать для музыканта уникальный необходимый ему баланс между звучанием тех или иных инструментов - кому-то нужно побольше вокала, кто-то просит добавить атаки от барабанов и т.п. В идеале этих линий должно быть столько же, сколько музыкантов стоит на сцене, но на практике, особенно на гастролях, их бывает всего ДВЕ. Тогда одну линию предоставляют барабанщику, а прочие музыканты вынуждены довольствоваться усреднённой второй линией, баланс которой никого в частности не устраивает.

Итак, музыкант на сцене слышит:
1) Собственный комбик;
2) Комбики коллег;
3) Акустический грохот барабанов;
4) Свои мониторы, в которые ему подмешивают звучание тех инструментов, которые он плохо слышит или на которые ему нужно обращать особое внимание.

Это в идеальных условиях, например - "Опен Эйр"а, то есть концерта на открытом воздухе. Но при концерте в замкнутом пространстве к звучанию этих источников добавляется ВОЗВРАТ ИЗ ЗАЛА - то есть идиотский гул и грохот, происходящий от того, что звуковые волны отражаются от стен помещения и обрушиваются на сцену, учиняя на ней хаос. Что же из этих источников звука должен слышать зритель? Ответ - НИЧЕГО. В идеале -ничего. Эти источники касаются ТОЛЬКО музыкантов и предназначены исключительно для них.

Зрителю же надлежит слушать ПОРТАЛЫ.
Обращали внимание на огромные чёрные гробы, стоящие справа и слева от сцены? Это ПОРТАЛЫ, гигантские колонки с усилителями, обращённые на зал.Опять-таки, приципиально эти колонки ничем не отличаются от стоящих у вас дома, просто они очень большие и мощные. Все звуки, издаваемые комбиками, снимаются микрофонами с динамиков или шнурами непосредственно с усилителей комбиков (в этом случае звук собственно комбика слышит только сам музыкант на сцене, так часто снимают бас), на каждом барабане тоже укреплён специальный микрофон, тарелки снимаются двумя расположенными над барабанной установкой ОВЕРХЕДАМИ (микрофонами), и вся эта прелесть отправляется в ПУЛЬТ, за которым сидит звукооператор.

Пульт по идее должен располагаться в середине зала (ведь оператор делает звук для публики, находящейся в зале, и должен слышать то, что слышит публика), но очень часто администрация клубов, озабоченная лишь продажей пива, на котором делаются основные деньги, обустраивает пульт по остаточному принципу - чтоб официантам не мешал. В результате в том же Б2 пульт долгие годы висел в углу справа под потолком, откуда вообще ничего слышно не было. Оператор был вынужден постоянно лазить вверх-вниз по лестнице после каждой корректировки звука, и всё равно ничего не получалось. Мы таскали с собой двух операторов с рациями, один из которых стоял внизу, в зале, и рассказывал второму на верхотуре, что ему делать. Пиздец. Слава Богу, до Б2 наконец что-то дошло и они спустили пульт в зал, где он сейчас и находится, а на пожарной каланче обустроили гнездо световику. Но верхом маразма в этом смысле был ныне почивший клуб Ю-Ту. В нем место оператора находилось на втором этаже ЗА СПИНОЙ МУЗЫКАНТОВ, ЗА СЦЕНОЙ. Клянусь, так и было. Мы ставили в зал микрофон, и оператор слушая его и опять-таки скача по лестнице вверх вниз (а для этого обегать по коридорам нужно было весь клуб) пытался что-то отстраивать. Ладно. Допустим, всё хорошо, и пульт стоит в зале.

Оператор, получив на пульт сигналы комбиков и барабанов, пропускает их через ПРИБОРЫ ОБРАБОТКИ, то есть чистит, жмёт, вытягивает недостающее, убирает шум и т.п.Отстраивает все инструменты по громкости, отруливает на каждом инструменте необходимые частоты чтобы всех было слышно и никто никому не мешал. А потом раскидывает звук в ПОРТАЛЫ - именно этот откорректированный высветленный звук и должна слышать публика. Так и происходит - при условии, что мы присутствуем на Опен-Эйре где-нибудь под Лондоном, или, на худой конец, на концерте "Арии" в Луже. Но если мы с вами находимся в московском, или еще хлеще - усть-каменногорском рок -клубе, картина получается СААААВСЕМ другая. Настолько "савсем", что..... В общем, это всё была присказка, без которой смысл собственно сказки был бы непонятен непосвящённому. Итак, сказка начинается...

Постскриптум к присказке, или Боль Прострелов.
"If it's possible – lumbago, please" - так мы чуть было не обозначили в тексте нашего англоязычного райдера необходимейшую на сцене вещь. Речь идет о ПРОСТРЕЛАХ. О, эти прострелы! Какая боль, какая боль! Как они нужны, и никогда их нет!

Прострелами называются стоящие на сцене, (публике их не видно), справа и слева от нее, колонки, направленные на музыкантов. В эти колонки подаётся тот же звук, что и в порталы, то есть общий, конечный зальный звук. Таким образом музыканты слышат, что же у них в целом получилось. Этот звук окутывает и приносит блаженство, от него у музыкантов происходит оргиазм, музыкантов прёт и плющит и играть они начинают ЗАЕБИСЬ. Без прострелов звук на сцене сухой и скучный, технологический, не приносящий радости, негармоничный. Ты тупо выполняешь свою функцию, без ощущения того, к чему в целом приводят твои усилия. Так вот - этих прострелов НИКОГДА НЕТ!!!! НИКОГДА!!!! Если ты не в Луже и твоя фамилия не Кипелов, разумеется. Настолько никогда, что я даже не обозначил их в источниках звука, которые слышит на сцене музыкант.

Единственный клуб в Москве, оснащенный прострелами (супер -понты, аренда которых стоит 20 000 баксов за вечер не в счёт) - это Б2. И эти прострелы по-жизни не работают. Я ещё помню, как много лет назад работал один - левый, но он давно присоединился к правому, то есть сдох. И никто даже не порывается попробовать их починить. А нафига? Пиво продаётся, музыкантишки струны дёргают. Всё ништяк, ребза. Жизнь идёт.

Будет возможность - посмотрите концерт АC/ДС за 77й (!!!!!!!!) год. Много познавательного. Там у ребят вообще нет мониторов - им без нужды. Во всех четырех углах сцены стоит по гигантскому рупорному прострелу, и сбоку притулился специальный сценический оператор с отдельным пультом, отстраивающий на них звук. Ребята просто купаются в звуке, плавают и балдеют. Про то, какие стеки, в каком количестве и как закоммутированные у них стоят я вообще молчу. 77й год.... Беда.

Пять минут до конкретики. Старт.
Последнее, что нам с вами, друзья мои, нужно осознать до того, как мы перейдем к рекомендациям посетителю рок концерта - это ситуация с ЧАСТОТАМИ. Звуки, котроые мы с вами слышим грубо и условно делятся на звуки высокой частоты, средней и низкой. Если вы снимете декоративную панель с ваших домашних колонок, вы увидите круглые динамики - они передают СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ, это самая информационно-несущая часть спектра. В верхней части колонки обнаружится маленькая щель в виде рупора, или маленькие динамики -это ПИЩАЛКИ. Они передают высокие частоты. А если вы счастливый обладатель Серраунд-саунда -то в углу вашей комнаты стоит коробка под названием "сабвуфер" - это колонка, передающая низкие частоты. При отсутствии сабвуфера низкие частоты передают, захлебываясь, динамики средних частот. Ну вот. В ПОРТАЛАХ, направленных на зал -та же картина, мы помним, что порталы -те же колонки, только очень большие. Портальные сабвуферы находятся в нижней части порталов, или вообще где-нибудь под сценой - у низких частот такая огромная длина волны, что теоретически их можно расположить где угодно -они в любом случае охватят всё помещение. Именно поэтому вы у себя дома ставите саб в любой угол -он по-любому зальёт всю комнату.

Подобьём бабки. Итак, мы пришли на концерт. На сцене стоят музыканты, за спиной музыкантов - их комбики, на полу перед музыкантами - их мониторы, сбоку от музыкантов, невидимые нам (это же только буквы, пусть наши музыканты будут счастливы хоть на экране компьютера) - стоят прострелы, а по бокам сцены возвышаются предназначенные для слушателя ПОРТАЛЫ. В центре зала - пульт, за ним – вспотевший звукорежиссёр. Куда же устремимся мы, в предвкушении концерта? Правильно, к самой сцене, где будет слэм, где всё видно, где кайф.

А вот теперь вспомните, плиз, где у вас дома стоят колонки, и где сидите вы, вкушая альбом любимой группы. Колонки у вас стоят по бокам от музыкального центра (телевизора с ДВД), под небольшим углом, так, чтобы этот угол своей вершиной имел диван, на котором вы сидите слушая музыку. А теперь представьте, что вы зачем-то вскочили с дивана, и, подойдя вплотную к вашему музыкальному центру засунули башку МЕЖДУ колонок так, что колонки оказались у вас по бокам. Нормальный ход? Что вы услышите? Сигнал из колонок ударится о противоположную стену, разобьётся о бабушкин секретер, потеряет по дороге высокие частоты и со спины вернётся к вам, гулкий, глухой, кашеобразный и противный. Миленькие, это именно то, что вы слышите, слэмясь у сцены. Ведь порталы - те же колонки, сцена - тот же музыкальный центр, и когда вы подходите к сцене - порталы оказываются у вас по бокам!!! Вы их попросту не слышите, а слышите тот гул, который образуется при ударе звука порталов о стены, столики и барную стойку далеко за вашей спиной и который с запозданием возвращается к вам со спины. Порталы, так же как и ваши домашние колонки стоят под углом, и их сигналы сходятся в центре зала - там, где стоит пульт. Вот куда надо переться, чтобы услышать по крайней мере то, что отстроил звукореж.

Мощный возвратный гул порталов - это далеко не всё, что вы услышите. Вы стоите перед сценой, и автоматом получаете то, что по-хорошему слышать НИКАК не должны, а именно - звук музыкантских комбиков, направленных прямо вам в лоб, и мониторов (они лежат, направленные на музыкантов, и поэтому их звук долетает до вас в отражении от потолка сцены, задника, и любых находящихся на сцене твердых предметов, например -лба барабанщика. Шутка.). Еще вас заваливает акустическим, необработанным грохотом барабанов, от которых вы оказались в непосредственной близости. Публика в центре зала слышит сигналы барабанов, снятых микрофонами, обработанных звукорежиссером и отправленных в порталы. Вы же - непосредственно звуки ударов палками по кадушкам. Звук комбиков - очень мощный и направленный, поэтому, если вы стоите напротив комбика гитариста - весь концерт вам предстоит слушать одну гитару плюс пробившийся сквозь её рёв срач возвратного звука порталов. Напротив барабанщика - будете слушать бум-бум. Напротив басиста- ..... Лучше не надо.

Удивительно, но до вас долетают обрывки слов. Как вы думаете, откуда? А из мониторов вокалиста. На возврат от порталов не рассчитывайте - там один гул и эхо. А если вокалист стоит в УШНЫХ МОНИТОРАХ (замечательное изобретение, наушники, вроде плейерных, только намного круче. В них подаётся такой же сигнал, как в монитор, музыкант отстраивает себе удобный баланс, ощущение - как в раю, никаких лишних призвуков, никакого гула, при этом можно очень громко раскачать, например, микрофон. Обычные мониторы при высокой громкости часто вступают с микрофоном в ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ, в результате мы слышим противнейший свист, (а наушники позволяют сделать сигнал с микрофона в пять раз громче - и никакого свиста) - то мы вообще никаких слов не услышим. Неоткуда.

Нормальна ли такая ситуация? Нормально ли то, что самая важная часть публики, та, от которой музыканты получают непосредственную реакцию так им необходимую, что именно те, кто рубятся и слэмятся перед сценой повышая драйв и угар действа, фактически - соратники музыкантов в проведении концерта вынуждены обходиться БЕЗ ЗВУКА, слов, смысла - и слышать лишь безумный бардак и рев толкущихся хаотических звуковых волн, отраженных сигналов, не предназначенные публике сигналы комбиков - короче, всю эту хуйню?

Это ненормально, друзья. В цивилизованных местах на публику, стоящую перед сценой направляют специальные колонки, вроде порталов, но поменьше. Обращали внимание, что на мега-концертах в зале стоят два пульта -один близко от сцены, второй -далеко? Ближний обеспечивает звуком партер, где слэм, а дальний -рулит гигантскими порталами бьющими на весь стадион. В зале "Россия" передние ряды обслуживал ряд колонок стоящих вдоль сцены, а порталы работали на центр зала. В клубах, где играем мы - такого нет. Поэтому ребята, кто хочет слушать - подбирайтесь поближе к пульту звукорежа. Кто слэмиться - к сцене, но помните - У СЦЕНЫ ЗВУКА НЕТ И НЕ БУДЕТ.

Также никому не посоветую садиться за дорогущие столики около боковых стен. Туда обычно садятся безобидные снобы, потягивают весь концерт текилу, а потом говорят - "Бля, опять один гул". Не, ну а как? Товарищ сидит сбоку от порталов, портал дует мимо него, поэтому коротких высокочастоных волн он не слышит. Да и средних тоже. Зато он великолепно слышит бас, который (как мы помним) - куда и как не поставь - всё равно затопит всё помещение. Вот товарищ и слушает бас и бухающую бочку (большой барабан, в который барабанщик колотит ногами) под текилу. Плюс гудящую стену, на которую, конечно же, никто не догадался укрепить звукопоглощающее покрытие. Но это - уже следующая и ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНАЯ тема.

Источник: http://orgia.ru

Часть 2 >>>

<<< Содержание раздела >>>





 

 

 
 
 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100