Основы скоростной игры. Часть 1.

Вы знаете кто такой Ингви Мальмстин ? Если Вы не знаете кто такой Ингви, то имена Steve Vai, Al Di Meola, Steve Morse или Paul Gilbert Вам о чем-нибудь говорят? Ну хоть кто такой Ричи Блэкмор то Вы знаете? Если нет тогда Вам незачем тратить время на чтение этой статьи...

Ну ладно ладно... Скорее всего, знаете... И наверно Вам интересно как этим гитаристам удалось достичь такого чистого и четкого звука при столь быстрой скорости игры? Превосходный результат был достигнут путем логичного технического подхода к звукоизвлечению, который основывается на минимуме движений и расслабленных руках при игре.

Эта статья должна помочь Вам мыслить в этом направлении. При подобном подходе Вы сможете создать целый арсенал своих собственных пассажей которые Вы сможете исполнить в любой (даже не самый удачный) день.

Начнем с медиатора - возьмите медиатор (желательно из плектра и желательно новый - без трещин и прочих дефектов) и зажмите его между большим и указательным пальцем так, чтобы его заостренный конец указывал на струны (наверно Вы уже знаете как это делается). Несмотря на то, что это стандартное положение медиатора кажется наиболее подходящим для игры некоторые монстры гитарной музыки предпочитают держать его по своему - Эдди Ван Хален зажимает медиатор между большим и средним пальцем (а иногда он еще любит поиграть вообще без медиатора - тэппингом), Джеймс Хетфилд и Стиви Морс хватаются за медиатор сразу трем пальцами (большим, указательным и средним), а Пэт Мэтней играет закругленной стороной медиатора. Короче, если Вам больше всего нравится держать медиатор четырьмя пальцами правой руки - пожалуйста, Вы можете читать данную статью с таким же успехом как если бы Вы пользовались классической "хваткой".

Относительно толщины медиатора можно сказать то, что чем толще медиатор тем больше усилий надо будет прилагать для игры, относительно преимуществ толстых медиаторов можно сказать что они дают больше контроля над струнами. То же самое относительно струн - тонкие струны требуют меньше усилий при игры, а толстые струны имеют несколько более плотное звучание. Поэтому многие гитаристы используют смешанные комплекты - тонкие первые три струны (например из комплекта струн с толщиной первой струны .0085 или .009) и более толстые басовые струны (например из комплекта с толщиной первой струны 0.011) - нечто подобное использует Ингви Мальмстин. Вы должны немного поэкспериментировать со струнами и медиатором чтобы решить что подходит Вам лучше всего.

При извлечении звука стоит иметь в виду что чем ближе к машинке тем звук будет звонче и резче, чем дальше - тем мягче. Угол наклона медиатора также влияет на звук - если медиатор параллелен струнами атака будет чистой, если медиатор наклонен и как бы скользит по струнам - то звук будет менее разборчивым. При звукоизвлечении не забывайте немного приглушайте струны запястьем - это будет позволять им звучать, но не даст колебаться и создавать нежелательный шум тем струнам которые не должны делать этого.

Если Вы играете сидя то попробуйте положить предплечье (часть руки от кисти до локтя) правой руки на гитару - это будет дополнительный контроль над инструментом и повысит его устойчивость. Если Вы стоите то не забывайте о том что угол изгиба правой руки в локте будет зависеть от длины ремня. Необходимо отрегулировать длину ремня так чтобы было удобно и правой руке и левой. Слишком большая длина ремня создает неудобства левой руке, излишне малая же заставляет изгибаться правую руку слишком сильно что тоже создает неудобства при игре. Не стоит пытаться опустить гитару слишком низко - не имеет никакого значения насколько круто Вы будете выглядеть со стороны если гитара будет болтаться у Вас намного ниже пояса, но зато в таком положении просто невозможно сыграть что либо приличное в некоторых аппликатурных позициях.

При игре Вы вполне можете опираться кистью правой руки на машинку (или опереться мизинцем и безымянным пальцами о деку) - все это придаст руке больше устойчивости и создаст конечную точку опоры. При желании можно опираться даже на ручку громкости. На этот счет есть много разных мнений (например некоторые гитаристы считают что опираясь пальцами на деку удобнее играть быстрые пассажи, а другим удобнее опираясь на машинку глушить струны), так что если Вы чувствуете что Вам не стоит опираться на деку - не делайте этого. Добавлю также если Вы привыкли опирается на деку (или тем более держаться за ручку громкости ) то у Вас могут возникнуть проблемы при игре на чужих гитарах - помимо всех прочих неудобств Вы еще и по струнам попадать толком не сможете - если Вы будете класть кисть на машинку таких неудобств должно быть поменьше.

Итак с руками все вроде в порядке... Перейдем к двум основному элементу игры правой рукой - переменному штриху медиатором, переменный штрих - это нисходящий (сверху вниз) удар медиатором (d) и следующий за ним восходящий (снизу вверх) (u). Как правило стараются чтобы нисходящий удар приходился на сильную долю (поэтому с него начинают) а восходящий - на слабую. Иногда возможно использование ударов только сверху или только снизу - но это используется совсем нечасто и не при игре достаточно быстрых пассажей. Эти движения очень просты, но именно они позволяют достичь высокой скорости при игре. Некоторые гитаристы предпочитают производить эти движения с жестко фиксированной кистью ограничиваясь движениями только предплечья. Другой подход заключается в использовании только пальцев правой руки (тех которые зажимают медиатор), эти движения при детальном рассмотрении являются круговыми. Однако большинство гитаристов предпочитают использовать третий подход - использование при игре движений кистью. Некоторые гитаристы (опять же Ингви Мальмстин) пользуются при игре всеми трем способами ( и их комбинациями ) для извлечения звука в зависимости от ситуации.

Если во время работы над упражнениями Вы чувствуете боль то Вам необходимо немедленно прекратить играть и дать своим рукам возможность расслабиться. Боль - признак того в Ваших руках происходит что-то не то. Если боль постоянно возникает при выполнении упражнений необходимо безусловно проконсультироваться с врачом - иначе все запросто может кончиться травмой рук. Также не забывайте разогреваться перед быстрыми пассажами.

Наиболее эффективными упражнениями по звукоизвлечению являются короткие повторяющиеся последовательности, фокусирующие внимание на каком либо аспекте техники. Рисунок 1 является хорошим упражнением для начинающих которое позволяет развить технику тремоло.

Упражнение необходимо играть в среднем темпе (80-100 ударов в минуту) с метрономом или драм-машинкой...Старайтесь чтобы звук был ровным и четко читаемым и без ненужного шума на заднем плане от болтающейся струны. Старайтесь расслаблять правую руку при последовательном увеличении темпа. Понаблюдайте за Вашей правой рукой во время игры - это поможет Вам расслабиться, и покажет как обстоят дела с переменным медиаторным штрихом.

Со временем можно увеличивать темп (только не забывайте о разминке перед игрой в высоком темпе !). Если Вы достигли темпа 160 ударов в минуту - можете похвалить самого себя и расслабиться - упражнение полностью отработано. Но не забывайте о том, что Ваше звучание должно быть чистым и хорошо читаемым... Играть упражнение необходимо на чистом звуке.

Упражнение сначала полностью играется 1 и 2 пальцами правой руки (2 и 3 или даже 3 и 4), в дальнейшем необходимо можно комбинации указанных пар.

Некоторые обозначения :

h - легато ударом ( hammer on )
p - легато срывом ( pull off )
\ - скольжение
u - восходящий удар ( upstroke )
d - нисходящий удар ( downstroke )
^ - подтяжка ( pickup )

Рисунок 1

  d  u  d  u  d
|-0--0--0--0--3--3--3--3--4--4--4--4--7--7--7--7-|-8--8--8--8--11--11--11--11
|------------------------------------------------|--------------------------
|------------------------------------------------|--------------------------
|------------------------------------------------|--------------------------
|------------------------------------------------|--------------------------
|------------------------------------------------|--------------------------
 
-12--12--12--12--15--15--15--15-|-16--16--16--16--15--15--15--15--12--12--12
--------------------------------|-------------------------------------------
--------------------------------|-------------------------------------------
--------------------------------|-------------------------------------------
--------------------------------|-------------------------------------------
--------------------------------|-------------------------------------------
 
-12--11--11--11--11-|-8--8--8--8--7--7--7--7--4--4--4--4--3--3--3--3------||
--------------------|-----------------------------------------------------||
--------------------|-----------------------------------------------------||
--------------------|-----------------------------------------------------||
--------------------|-----------------------------------------------------||
--------------------|-----------------------------------------------------||

Рисунки 2-4 являются несложными упражнениями, предназначенными для улучшения синхронизации правой и левой руки. Как только Вы сможете достаточно уверенно играть эти упражнения на 6 струне попробуйте сыграть то же самое на других струнах. При игре разница между струнами будет не только в их толщине, но и, если Вы хотите добиться хорошей атаки, в различных углах наклона медиатора. Для этих упражнений достаточно трудно достичь при высокой скорости их исполнения, звучат (и выглядят) они также довольно впечатляюще. Как только Вы будете свободно играть эти упражнения на одной струне Вы можете использовать комбинации разных струн.

Рисунок 2

  d u d u ...
|-4-3-2-1-5-4-3-2-6-5-4-3-5-4-3-2-|-6-5-4-3-7-6-5-4-8-7-6-5-7-6-5-4-|-8-7-6-
|---------------------------------|---------------------------------|-------
|---------------------------------|---------------------------------|-------
|---------------------------------|---------------------------------|-------
|---------------------------------|---------------------------------|-------
|---------------------------------|---------------------------------|-------
 
-5-9-8-7-6-10-9-8-7-9-8-7-6-|-10-9-8-7-11-10-9-8-12-11-10-9-11-10-9-8-||
----------------------------|-----------------------------------------||
----------------------------|-----------------------------------------||
----------------------------|-----------------------------------------||
----------------------------|-----------------------------------------||
----------------------------|-----------------------------------------||
 

Рисунок 3

  d u d u
|-0-1-3-4-1-3-4/6-3-4-6/7-4-6-7/9-|-6-7-9/10-7-9-10/12-9-10-12/13-10-12-13/-
|---------------------------------|-----------------------------------------
|---------------------------------|-----------------------------------------
|---------------------------------|-----------------------------------------
|---------------------------------|-----------------------------------------
|---------------------------------|-----------------------------------------
 
-15-|-15-13-12\10-13-12-10\9-12-10-9\7-10-9-7\6-|-9-7-6\4-7-6-4\3-6-4-3\1---
----|-------------------------------------------|---------------------------
----|-------------------------------------------|---------------------------
----|-------------------------------------------|---------------------------
----|-------------------------------------------|---------------------------
----|-------------------------------------------|---------------------------
 
-4-3-1-0-||
---------||
---------||
---------||
---------||
---------||
 

Рисунок 4

  d u d u
|-4-0-2-0-5-0-2-0-7-0-4-0-9-0-5-0-|-11-0-7-0-12-0-9-0-14-0-11-0-16-0-12-0-||
|---------------------------------|---------------------------------------||
|---------------------------------|---------------------------------------||
|---------------------------------|---------------------------------------||
|---------------------------------|---------------------------------------||
|---------------------------------|---------------------------------------||

Все предыдущие упражнения исполнялись на одной струне и явились наверно слишком простыми для такого опытного гитариста как Вы. Перейдем к более сложным упражнениям - использованию нескольких струн. Целью этого является сделать так чтобы исполнение нот на нескольких струнах было более естественным и удобным. Число нот на струне и тип медиаторного штриха (восходящий или нисходящий) показывают насколько простое или сложное это упражнение. Немного внимательного экспериментирования и Вы сами сможете решать какие аппликатурные позиции подходят Вам лучше всего и какие не подходят.

Рисунки 5A-C показывают три разных аппликатурных решения для одной и той же фразы. На первом рисунке (5A) показано наиболее сложное для правой руки решение. Рисунок 5В представляет собой более простой вариант. И на последнем рисунке показано самый простой (для правой руки - для левой этот вариант не совсем удобен из-за большой растяжки) путь для игры данного пассажа (это вариант удобен тем, что все ноты приходящиеся на сильную долю играются ударом медиатора сверху (d) что позволяет акцентировать сильную долю). Если Вы достаточно хорошо проработали предыдущие упражнения Вы сами сможете решить где использовать восходящий, а где нисходящий удар медиатором.

Рисунок 5A                          --------------Рисунок 5B

|----------------------------||  |-------------------------||
|---------------8------------||  |-------5--6--8--6--5-----||
|-----7--9--10-----10--9--7--||  |-5--7-----------------7--||
|-10-------------------------||  |-------------------------||
|----------------------------||  |-------------------------||
|----------------------------||  |-------------------------||
 

Рисунок 5C

|-------------------------||
|----------6--8--6--------||
|-5--7--9-----------9--7--||
|-------------------------||
|-------------------------||
|-------------------------||

Упражнения показанные в рисунках 6-10 предназначены для улучшения Вашей техники при игре на нескольких струнах. Разучивайте его с метрономом и сконцентрируйтесь на том чтобы Ваша правая рука была как можно более расслаблена даже при достижении достаточно высокой скорости. Вы можете использовать свои вариации данных упражнений и использовать их для разогрева.

Рисунок 6

|-------------------------------------------------||
|-------------------------------------------------||
|-7--5--------7--5--------7--5--------7--5--------||
|-------7--5--------7--5--------7--5--------7--5--||
|-------------------------------------------------||
|-------------------------------------------------||
 

Рисунок 7

|-------------------------------------------------||
|-------------------------------------------------||
|----------5--7--5-----------------5--7--5--------||
|----5--7-----------7--5-----5--7-----------7--5--||
|-7-----------------------7-----------------------||
|-------------------------------------------------||
 

Рисунок 8

|------------------------------------------------------||
|--------------10-------------------------8------------||
|--------7--8------8--7-------------7--8-----8--7------||
|-7--10------------------10--7--10-----------------10--||
|------------------------------------------------------||
|------------------------------------------------------||
 

Рисунок 9

|-------------------------------------|------------------------------------|
|-------------------------------------|-------------------------5--8--5----|
|-------------------------------------|-------5--7--5-----5--7-----------7-|
|-------------------------5--7--5-----|-5--7-----------7-------------------|
|-------5--7--5-----5--7-----------7--|------------------------------------|
|-5--8-----------8--------------------|------------------------------------|
|-------5--8--5-----------5----------|------------------------------------|
|-5--8-----------8--5--8-----8--5----|-------5----------------------------|
|----------------------------------7-|-5--7-----7--5-----------5----------|
|------------------------------------|----------------7--5--7-----7--5----|
|------------------------------------|----------------------------------7-|
|------------------------------------|------------------------------------|
 
-------------------||
-------------------||
-------------------||
-------5-----------||
-5--7-----7--5-----||
----------------8--||
 

Рисунок 10

|------------------------------------------------|--------------------------
|------------------------------------------------|-------------5------------
|-------------------------------------5----------|-------5--7-----7--5------
|-------------5-----------------5--7-----7--5----|-5--7-----------------7---
|-------5--7-----7--5-----5--7-----------------7-|--------------------------
|-5--8-----------------8-------------------------|--------------------------
 
-------------5----------|-------5--8--5----------------------------------|
-------5--8-----8--5----|-5--8-----------8--5-----------5--8--5----------|
-5--7-----------------7-|----------------------7--5--7-----------7--5----|
------------------------|----------------------------------------------7-|
------------------------|------------------------------------------------|
------------------------|------------------------------------------------|
 
|------------------------------------------------||
|------------------------------------------------||
|-------5--7--5----------------------------------||
|-5--7-----------7--5-----------5--7--5----------||
|----------------------7--5--7-----------7--5----||
|----------------------------------------------8-||

Большинство преподавателей рекомендуют проигрывать различные гаммы и их вариации в разных позициях на грифе. Хотя подобный подход выглядит очень неплохо и дает представление о ладе часто аппликатура гамм неудобна для игры быстрых пассажей с переменным штрихом. Рассмотрим достаточно стандартное аппликатурное решение для гаммы G мажор. Данная аппликатура не совсем удобна (особенно восходящее арпеджио) и добиться высокого темпа для данного упражнения очень непросто.

Рисунок 11

|-----------------------------3-5-|-7-5-3---------------------------------||
|-------------------------5-7-----|-------7-5-----------------------------||
|-------------------4-5-7---------|-----------7-5-4-----------------------||
|-------------4-5-7---------------|-----------------7-5-4-----------------||
|-------3-5-7---------------------|-----------------------7-5-3-----------||
|-3-5-7---------------------------|-----------------------------7-5-3-----||

Вместо того чтобы биться о каменную стену играя подобные гаммы дни и недели напролет Вы наверное захотите использовать несколько более удобную аппликатуру. Итак рассмотрим другой вариант Gmaj. Нисходящее арпеджио похоже на то что показано в предыдущем рисунке а восходящее отличается от него в лучшую сторону. Заметьте что использование скольжений значительно упрощает аппликатуру и позволяет играть ту же самую гамму со значительно меньшими усилиями.

Рисунок 12

|-------------------------------5-|-7-5------------------------------------|
|-------------------------5-7-8---|-----8-7--------------------------------|
|-------------------4-5-7---------|---------9-7-5\4------------------------|
|-------------4-5-7---------------|-----------------7-5--------------------|
|-------3-5-7---------------------|---------------------9-7-5\3------------|
|-3-5-7---------------------------|-----------------------------7-5-3------|

Подобный подход позволяет упростить игру многих ладов. Рисунок 13 показывает аппликатуру для хроматической гаммы. Обратите внимание на изменение при восходящем движении.

Рисунок 13

|----------------------------|-----------------4-5-6-7/|8-7-6-5-------------
|----------------------------|---------5-6-7-8---------|--------9-8-7-6-----
|----------------------------|-5-6-7-8-----------------|----------------9-8-
|--------------------6-7-8-9-|-------------------------|--------------------
|-----------7-8-9-10---------|-------------------------|--------------------
|-8-9-10-11------------------|-------------------------|--------------------
 
-----|---------------------------------||
-----|---------------------------------||
-7-6-|---------------------------------||
-----|-10-9-8-7------------------------||
-----|----------11-10-9-8--------------||
-----|--------------------12-11-10-9\8-||

Часть 2 >>>

<<< Содержание раздела >>>





 

 
 
 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100