Основы скоростной игры. Часть 2.

С использованием небольших скачков хроматическая гамма будет достаточно простой как для левой так и для правой руки. Обратите внимание на аппликатуру левой руки.

Рисунок 14

|----------------------------------|----------------------------------------
|----------------------------------|----------------------------------------
|----------------------------------|---------------------10-11-12-13-14-15--
|----------------------------------|7-8-9-10-11-12-13-14--------------------
|-----------------4-5-6-7-8-9-10-11|----------------------------------------
|-1-2-3-4-5-6-7-8------------------|----------------------------------------
  1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2  3  4 1 2 3 4   1  2  3  4  1  2  3  4  1  2
 
------|------------------------17-18-19-20-21-20-19-18|17-16-15-14----------
------|14-15-16-17-18-19-20-21------------------------|------------18-17-16-
-16-17|-----------------------------------------------|---------------------
------|-----------------------------------------------|---------------------
------|-----------------------------------------------|---------------------
------|-----------------------------------------------|---------------------
 3  4   1  2  3  4  1  2  3  4  1  2  3  4/ 4  3  2  1  4  3  2  1  4  3  2
 
---------------------------|----------------------------------|-------------
-15-14-13-12-11------------|----------------------------------|-------------
----------------14-13-12-11|10-9-8-7--------------------------|-------------
---------------------------|---------11-10-9-8-7-6-5-4--------|-------------
---------------------------|---------------------------8-7-6-5|4-3-2-1------
---------------------------|----------------------------------|--------5-4--
 1  4  3  2  1  4  3  2  1   4 3 2 1  4  3 2 1 4 3 2 1 4 3 2 1 4 3 2 1 4 3
 
--------||
--------||
--------||
--------||
--------||
-3-2\1--||
 2 1\1

Мой вариант аппликатуры для целотонной гаммы представлен на рисунке 15

Рисунок 15

|--------------------------------------11|13-11-----------------------------
|-----------------------------10-12-14---|------14-12-10\8------------------
|---------------------8-10-12------------|-----------------10-8-------------
|--------------7-9-11--------------------|----------------------11-9-7\5----
|-------6-8-10---------------------------|----------------------------------
|-5-7-9----------------------------------|----------------------------------
 
-----------||
-----------||
-----------||
-----------||
-8-6-------||
-----9-7-5-||

На рисунках 16 и 17 представлена гамма тон-полутон.

Рисунок 16

|-------------------------------3|5-3-------------------------------||
|-------------------------4-5-7--|----7-5---------------------------||
|-------------------3-5-6--------|--------8-6-5\3-------------------||
|-------------4-5-7--------------|----------------7-5---------------||
|-------4-6-7--------------------|--------------------9-7-6\4-------||
|-5-6-8--------------------------|----------------------------8-6-5-||
 

Рисунок 17

|-------------------------------------|------------11-12-14-12-11\9---------
|-------------------------------------|10-11-13/14------------------13-11---
|----------------------------8-9-11/12|-------------------------------------
|------------------7-8-10/11----------|-------------------------------------
|---------6-7-9/10--------------------|-------------------------------------
|-5-6-8/9-----------------------------|-------------------------------------
 
----------|---------------------------||
-10\8-----|---------------------------||
------11-9|8\6------------------------||
----------|----10-8-7\5---------------||
----------|-------------9-7-6\4-------||
----------|---------------------8-6-5-||

На рисунках 18-20 представлены мажор, мелодический и гармонический минор соответственно. Обратите внимание на разницу в аппликатуре между нисходящим и восходящим арпеджио.

Рисунок 18

|------------------------------------------|------------16-17-19-17-16\14---
|------------------------------------------|14-15-17/19---------------------
|-------------------------------11-13-14/16|--------------------------------
|--------------------9-11-12/14------------|--------------------------------
|----------7-9-11/12-----------------------|--------------------------------
|-5-7-9/10---------------------------------|--------------------------------
 
------------------|------------------------------||
-17-15-14\12------|------------------------------||
-------------14-13|11\9--------------------------||
------------------|-----12-11-9\7----------------||
------------------|---------------11-9-7\5-------||
------------------|------------------------9-7-5-||
 

Рисунок 19

|------------------------------------------|------------16-17-19-17-16\14---
|------------------------------------------|13-15-17/19---------------------
|-------------------------------11-13-14/16|--------------------------------
|--------------------9-10-12/14------------|--------------------------------
|----------7-9-11/12-----------------------|--------------------------------
|-5-7-8/10---------------------------------|--------------------------------
 
------------------|-------------------------------||
-17-15-13\12------|-------------------------------||
-------------14-13|11\9---------------------------||
------------------|-----12-10-9\7-----------------||
------------------|---------------11-9-7\5--------||
------------------|------------------------8-7-5--||
 

Рисунок 20

|------------------------------------------|------------16-17-19-17-16\13---
|------------------------------------------|13-15-17/18---------------------
|-------------------------------10-13-14/16|--------------------------------
|--------------------9-10-12/14------------|--------------------------------
|----------7-8-11/12-----------------------|--------------------------------
|-5-7-8/10---------------------------------|--------------------------------
 
------------------|-------------------------------||
-17-15-13\12------|-------------------------------||
-------------14-13|10\9---------------------------||
------------------|-----12-10-9\7-----------------||
------------------|---------------11-8-7\5--------||
------------------|------------------------8-7-5--||

Самым простым способом играть восходяще-нисходящие арпеджио без свипа является играть по две ноты на струне и использовать быстрые перемещении левой руки по грифу. Это позволяет создавать оптимальные условия для правой руки позволяя Вам играть в несколько октав с минимальными усилиями со стороны правой руки.
На Рисунке 21 показано 'монстроподобное' арпеджио Fmaj при исполнении которого Ваша левая рука перемещается с 1 на 20 лад и обратно. Начиная с восходящего удара медиатором играйте упражнение медленно и сконцентрируйтесь на плавных сдвигах левой руки при перемещении и точном использовании переменного штриха.

Рисунок 21

  d u d u
|--------------------------17-20-17---------|-----------------||
|--------------------13-18----------18-13---|-----------------||
|--------------10-14----------------------14|10---------------||
|---------7-10------------------------------|---10-7----------||
|-----3-8-----------------------------------|--------8-3------||
|-1-5---------------------------------------|------------5-1--||

Рисунок 22 показывает упражнение предназначенное для того улучшения координации рук на различных позициях грифа при различных вариантах последовательности ударов медиатора при игре. Если Вы почувствуете принцип заложенный в данном упражнении Вы сможете значительно улучшить координацию рук.

Рисунок 22

|-------------------------|------------------------------------|------17-20-
|-------------------------|------------------------13-18-13----|13-18-------
|-------------------------|------10-14-10----10-14----------14-|------------
|----------------7-10-7---|-7-10----------10-------------------|------------
|----3-8-3---3-8--------8-|------------------------------------|------------
|1-5-------5--------------|------------------------------------|------------
 
-17----------17----------|----------------------------------|--------------||
----18-13-18----18-13----|-------13-------------------------|--------------||
----------------------14-|-10-14----14-10---------10--------|--------------||
-------------------------|----------------10-7-10----10-7---|-----7--------||
-------------------------|--------------------------------8-|-3-8---8-3----||
-------------------------|----------------------------------|-----------5-1||

Аппликатурные решения для игры ладов включающие в себя игры по 3-4 ноты на струне не очень удобны для левой руки. На рисунке 23 показана аппликатура для арпеджио Am7b5 которое является удобным и для левой и для правой руки. Помимо всего прочего оно еще и неплохо звучит.

Рисунок 23

|---------------------9-11-9-------|---------------||
|----------------9-10--------10-9--|---------------||
|------------6-8------------------8|6--------------||
|--------6-7-----------------------|--7-6----------||
|----4-6---------------------------|------6-4------||
|-4-5------------------------------|----------5-4--||

Во многих фирменных соло используются комбинации различных ладов выходящие за рамки обычных арпеджио и классических ладов. Примеры фразировки показанные на рисунках 24-26 основываются на последовательностях образованных на одной короткой и удобной для быстрой игры фразе сдвигаемой по грифу.

Рисунок 24

|---------------------------------|---------------------------------|----3-6
|---------------------------------|---------------------3-6-----6-8-|3-6----
|---------------------------------|-----3-5-----5-7-3-7-----5-7-----|-------
|---------------------3-5-----5-8-|-3-5-----5-8---------------------|-------
|-----3-5-----5-8-3-5-----5-8-----|---------------------------------|-------
|-3-6-----6-8---------------------|---------------------------------|-------
 
----6-8------8-10-------10-13-|-------13-15-------15-18-18b--rb13~--||
6-8-----8-11------11-13-------|-13-15-------15-18-------------------||
------------------------------|-------------------------------------||
------------------------------|-------------------------------------||
------------------------------|-------------------------------------||
------------------------------|-------------------------------------||
 

Рисунок 25

|-----------------------------------|---------------------------------------
|-5-4-----8-5-----9-8-----12-9------|-13-12-------16-13-------17-16---------
|-----5-4-----8-5-----9-8------12-9-|-------13-12-------16-13-------17-16---
|-----------------------------------|---------------------------------------
|-----------------------------------|---------------------------------------
|-----------------------------------|---------------------------------------
 
-------------|-----------------------------------------------|--------------
-20-17-------|-17-16-------16-13-------13-12-------12-9------|-9-8-----8-5--
-------20-17-|-------17-16-------16-13-------13-12------12-9-|-----9-8------
-------------|-----------------------------------------------|--------------
-------------|-----------------------------------------------|--------------
-------------|-----------------------------------------------|--------------
 
---------------------||
-----5-4-----4-1-----||
-8-5-----5-4-----4-1-||
---------------------||
---------------------||
---------------------||
 

Рисунок 26

|-----------------------------------------------|---------------------------
|------9-12-------12-15-------15-18-------12-15-|-------15-18-------18-21---
|-9-10------12-13-------15-16-------12-13-------|-15-16-------18-19---------
|-----------------------------------------------|---------------------------
|-----------------------------------------------|---------------------------
|-----------------------------------------------|---------------------------
 
-------------------------||
-------15-18-------12-15-||
-15-16-------12-13-------||
-------------------------||
-------------------------||
-------------------------||

Иногда аппликатурное решения для какого-либо пассажа является удобным для проигрывания восходящих арпеджио но очень неудачным при игре нисходящих. Основная идея состоит в том чтобы найти такую аппликатурную позицию которая позволит вашим рукам порхать над струнами туда сюда с минимумом усилий. Восходящие и нисходящие триольные последовательности показанные в рисунках 27 и 28 являются прекрасными образцами подобного подхода. В рисунке 27 используется звукоизвлечение по 3 ноты на каждой струне, а в упражнении показанном на рисунке 28 используется 2 ноты на 1 струне и четыре на 2 ( не забывайте о том что в обоих примерах используются триоли ).

Рисунок 27

|-------1-3-5-------3-5-7|------5-7-8--------7-8-10|--------8-10-12---------
|-1-3-5-------3-5-6------|5-6-8-------6-8-10-------|8-10-12---------10-12-13
|------------------------|-------------------------|------------------------
|------------------------|-------------------------|------------------------
|------------------------|-------------------------|------------------------
|------------------------|-------------------------|------------------------
 
-10-12-13|---------12-13-15-----||
---------|12-13-15----------13~-||
---------|----------------------||
---------|----------------------||
---------|----------------------||
---------|----------------------||
 

Рисунок 28

|-15-13-------------13-12-------------|12-10------------10-8-----------|8-7-
|-------17-15-13\12-------15-13-12\10-|------13-12-10\8------12-10-8\6-|----
|-------------------------------------|--------------------------------|----
|-------------------------------------|--------------------------------|----
|-------------------------------------|--------------------------------|----
|-------------------------------------|--------------------------------|----
 
----------7-5---------|5-3---------3-1------------||
-10-8-6\5-----8-6-5\3-|----6-5-3\1-----5-3-1-0-1~-||
----------------------|---------------------------||
----------------------|---------------------------||
----------------------|---------------------------||
----------------------|---------------------------||

Дальше показаны небольшие фрагменты из типичных и широко используемые многими гитаристами пассажей. После того как Вы доведете их до хорошего темпа Вы с успехом можете использовать свои варианты эти фразы в Ваших соло.

Фраза 1.

|-15-14-12----------------------------------------------------------|------
|----------15-13-12-------------------------------------------------|------
|-------------------14-12-11\9--------------------------------------|------
|---------------------------------12-10-9\7-------------------------|------
|-----------------------------------------------10-9-7\5------------|------
|------------------------------------------------------------8-7-5--|-3~~--
 

Фраза 2.

|-------------------------------------------------|------------------------
|-------------------------------------------------|-----------------12---12
|-------------------------------------------------|-12---12-14-12-14--14---
|-------------------------------12----12-14-12-14-|----14------------------
|-------------12----12-14-12-14----14-------------|------------------------
|-12-15-12-15----15-------------------------------|------------------------
 
|----------12---12-15-|-12-15-15^16~~----
|-15-12-15---15-------|------------------
|---------------------|------------------
|---------------------|------------------
|---------------------|------------------
|---------------------|------------------
 

Фраза 3.

|-15-14-12----14-12-------12----------------------|-------------12-14-15-19--
|----------15-------15-13----15-13-12-15-13-12-10-|-13-12-10-8-12------------
|-------------------------------------------------|--------------------------
|-------------------------------------------------|--------------------------
|-------------------------------------------------|--------------------------
|-------------------------------------------------|--------------------------

<<< Содержание раздела >>>





 

 
 
 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100