Переменный штрих.

Для начала рассмотрим приём звукоизвлечения под названием "переменный штрих". Заключается он в том, что медиатор должен совершать удары по струне поочередно - вверх (u) и вниз (d). Следует обязательно чередовать удары u и d, иначе это будет уже не переменный штрих. Попробуйте сыграть переменным штрихом следующее упражнение. Это фрагмент гаммы cоль-мажор. Следите за штрихом медиатора (он указан над табулатурой):

----d -u d -u ...

E:-------------5-7-8-7-5-----------------------5-7-8-7-5------------
B:-------5-7-8-----------8-7-5-----------5-7-8-----------8-7-5------
G:-4-5-7-----------------------7-5-4-5-7-----------------------7-5-4...
 

Следите, чтобы ноты имели одинаковые длительности и громкости. Hачните играть медленно и четко, постепенно увеличивая темп. Очень полезным было бы поиграть под метроном. Если вы уже освоили это упражнение, перейдем к более сложному. Это арпеджио ми-мажорного септаккорда. Оно требует большей концентрации и внимательности. Опять же не забывайте следить за штрихом медиатора и за тем, чтобы ноты звучали как можно более ровно:

   d u d u d u d u d ...
E:---7-------4-------7-------4------
B:-5---5-4-5---5-4-5---5-4-5---5-4-5...

Сконцентрируйтесь на том, чтобы ноты на первой струне брать именно ударом медиатора "вверх".

Теперь рассмотрим несколько аппликатур наиболее часто исползуемых гамм. Вот аппликатура ля-минорной пентатоники первом "боксе":

E:---------------------5-8-
B:-----------------5-8-----
G:-------------5-7---------
D:---------5-7-------------
A:-----5-7-----------------
E:-5-8---------------------

Если сдвинуть эту аппликатуру на один лад "вверх" по грифу, получится пентатоника ля-диез-минор. Еще на один лад - си-минор и т.д. То же самое относится и ко всем другим аппликатурам на гитаре. Отсутствие разделения нот на "черные" и "белые", как на фортепиано, позволяет легко перемещать аппликатуры в другие тональности. Проблемы возникают лишь при использовании "открытых" струн. Пентатоника применяется в основном для рок-н-рольных соло. Она представляет собой натуральный минор с пропущеными 2-й и 6-й ступенями. Полностью ля-минорная гамма в 1-м "боксе" выглядит так (эолийский лад):

E:--------------------------------7-8-10-
B:-------------------------6-8-10--------
G:-------------------5-7-9---------------
D:-------------5-7-9---------------------
A:-------5-7-8---------------------------
E:-5-7-8---------------------------------

Если теперь сыграть эти же ноты, но начиная с ноты "си" (а не с ля), то получим гамму ля-минор (локрийский лад) во втором "боксе" (если просто сдвинуть аппликатуру вверх до ноты си мы получим 1-й "бокс" гаммы си-минор. Чтобы остаться в тональности ля минор придется изменить аппликатуру):

E:-------------------------------------8-10-12-
B:-----------------------------8-10-12---------
G:----------------------7-9-10-----------------
D:---------------7-9-10------------------------
A:--------7-8-10-------------------------------
E:-7-8-10--------------------------------------

Особенностью этого бокса является то, что на трех парах струн аппликатуры совпадают. Это очень удобно для запоминания и тем более для воспроизведения. Этой же особенностью обладает 3-й "бокс" (ионийский лад):

E:------------------------------------------10-12-13-
B:---------------------------------10-12-13----------
G:-------------------------9-10-12-------------------
D:-----------------9-10-12---------------------------
A:---------8-10-12-----------------------------------
E:-8-10-12-------------------------------------------

Еще одной особенностью этого "бокса" является то, что он совпадает с 1-м "боксом" гаммы до-мажор. Гаммы ля-минор и до-мажор содержат одни и те же ноты. Hазывается это "параллельные тональности". Это очень удобно и позволяет использовать например ля-минорную пентатонику для обыгрывания тональности до-мажор, а на песню, написанную например в ми-миноре сыграть соло например в "боксе" соль-мажорной гаммы. Если будем продолжать поступенное движение вверх, получим следующую последовательность ладов:

  1. эолийский (минор)
  2. локрийский
  3. ионийский (мажор)
  4. дорийский
  5. фригийский
  6. лидийский
  7. миксолидийский

Hа последок приведу таблатуру простенького пассажа в гармоническом ля-миноре, за основу которого взята секвенция из четырех последовательно взятых нот. Hоты, между которыми стоит знак "s" (slide - "слайд") берутся одним пальцем, который сдвигается от одной ноты к другой. Следите за тем, чтобы при слайде обе ноты звучали ровно и не выбивались из ритмики пассажа. Соблюдайте переменный штрих:

E:-13-12-10----12-10-------12------------------------------------------
B:----------13-------13-12----13-12-10-13-12-10s9-12-10-9----10-9------
G:--------------------------------------------------------10------10-9-
D:---------------------------------------------------------------------
A:---------------------------------------------------------------------
E:---------------------------------------------------------------------

E:-----------------------------------------------------------------------
B:-9---------------------------------------------------------------------
G:---10-9s7-10-9-7----9-7------7-----------------------------------------
D:-----------------10-----10-9---10-9-7-10-9-7s6-9-7-6---7-6-----6-------
A:-----------------------------------------------------8-----8-7---8-7-5-
E:-----------------------------------------------------------------------

E:-------------------------------------------------------------
B:-------------------------------------------------------------
G:---------------------------------1----------------2----------
D:---------------------------------2----------------2----------
A:-8-7-5---7-5-------------------------------------------------
E:-------8-----8-7-5-------------------------------------------
Для того, чтобы лучше прочуствовать разницу стоит для игры A-минорной гаммы записать на магнитофон/компьютер аккорд A (можно A5), а потом воспроизводить этот аккорд, чтобы самому играть гамму. Потом тот-же аккорд, но другую гамму (например, мажорную). Потом еще (например, гармонический минор), и т.д. Так намного лучше чуствуется разница между разными гаммами.

Источник: http://www.akkords.ru

<<< Содержание >>>

 





 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100