Свип.

Если Вы уже освоили переменный штрих, то это значит, что настало время перейти к изучению следующего приема звукоизвлечения, который называется "свип". Слово "sweep" переводится с английского как "подметание". Вот такие "подметающие" движения Вам и придется проделывать медиатором. Свипом называется прием, когда медиатор при переходе со струны на струну совершает удары только в одном направлении (в отличие от переменного штриха) - в направлении перехода.

Лучше всего начинать учиться играть свип с двухструнного свипа. Потом, когда освоите двухструнный, начинайте играть трехструнный. И так далее. Рассмотрим пример. Это арпеджио ми-минор. Hад таблатурой указан штрих медиатора (u - вверх, d - вниз):

....d u d d d u d ..u u u u u d
E:------------7-12-7------------
B:----------8--------8----------
G:--------9------------9--------
D:------9----------------9------
A:-7-10--------------------10-7-
E:------------------------------

Медиатоp фактически сползает на следyющyю стpyнy. Свип применяется для упрощения переходов со струны на струну и используется в основном там, где это больше всего необходимо - для игры арпеджио. Для игры гамм его применять не желательно. В данном примере свип наблюдается при игре последовательностей нот, над которыми стоит штрих "d d d" и "u u u u u".

Для левой руки сложность этого упражнения заключается в том, что здесь две ноты берутся на соседних струнах на одном ладу - на девятом. Соблюдая классическое правило "один палец - один лад" получаем: 7 лад - указательный, 8 - средний, 9 - безымянный, 10 - мизинец. Растяжка до 12-го лада, разумеется делается тоже мизинцем. Таким образом получается, что эти две ноты на 9-м ладу играются безымянным пальцем. Исполняется что-то вроде "переката". Переставить палец Вы вряд ли успеете, поэтому палец ставится сначала на 4-ю струну, извлекается нота, а затем фалангой (которая до этого глушила 3-ю струну!) зажимается 3-я (при этом большой палец правой руки глушит 4-ю). Извлекается эта нота.

Как Вы наверное уже заметили, при игре фрагментов, в которых помимо переходов со струны на струну встречаются ноты, расположенные на одной и той же струне удобно сочетать свип с переменным штрихом. Ярким примером такого сочетания является следующее упражнение. Это арпеджио уменьшенного септаккорда соль-диез:

....d u u u d u u d u d u d d u d d .u d u u d u u d u d u d d u .d d .u
E:-4-1-------------------------------1-7-4--------------------------------7-10
B:-----3---------------------------3--------6---------------------------6------
G:-------4-1------------------1-4------------7-4-----------------4-7--------
D:------------3-------------3----------------------6-------------6------------
A:---------------5-2---2-5---------------------------8-5---5-7--------------
E:--------------------4------------------------------------7------------------

Арпеджио, как и гаммы, можно играть в различных "боксах". Это называется "обращение" арпеджио. Вот например обращение арпеджио ля-минор. Hапомню, что арпеджио - это ноты аккорда, взятые последовательно. Медиаторный штрих попробуйте подобрать сами:

E:-5-0-------0-8-5-------5-12-8---------8-17-12----------12-
B:-----1---1-------5---5----------10---10---------13----13----
G:-------2-----------5-----------------9----------------14-------
D:------------------------------------------------------------------
A:------------------------------------------------------------------
E:------------------------------------------------------------------

Желаю удачи!

<<< Содержание раздела >>>





 

 
 
 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100