Устройство электрогитары
Как выбрать гитару статья №1
Как выбрать гитару статья №2
Как ухаживать
Мензура и как ее отстраивать
История Ibanez
Нотная запись
 
Часть 2
Расположение нот на грифе
Постановка рук
Транспонирование
Упражнения

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 



 

 

Электрогитара

Нотная запись. Часть 2.

Знаки альтерации

На нашем первом занятии мы изучили натуральные звуки и привели полный диапазон гитары. Но...это в действительности еще не все звуки, которые можно взять на грифе. Как же так, - спросите вы. Дело в том, что в последовательности натуральных звуков от самой нижней ноты Е (ми) до самой верхней ноты Е (ми) больше тонов, чем полутонов, поэтому нам приходилось некоторые лады пропускать (не забыли, что тон берется через лад?).

А как же тогда обозначаются остальные звуки? Для этого нам надо познакомиться со знаками изменения (АЛЬТЕРАЦИИ), их обозначениями и названиями.
Таких знаков пять, запомните их пожалуйста:

ДИЕЗ - повышает ноту на полтона (на один лад)
БЕМОЛЬ - понижает ноту на полтона (на один лад)
ДУБЛЬ-ДИЕЗ (двойной диез) - повышает ноту на тон (на два лада)
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ (двойной бемоль) - понижает ноту на тон (на два лада)
БЕКАР - восстанавливает основное значение ноты (отменяет диез или бемоль, появившегося ранее).

Эти знаки альтерации ставятся перед нотами. Возьмем для примера звук на 1 ладу 3-ей струны "Соль". Его можно рассматривать двояко, т.е. как повышенное на полтона (соль-диез) или как пониженное на полтона (ля-бемоль). Таким образом, этот звук (как и все другие) можно записать двумя способами:

У вас наверное возник вопрос: если можно записать и так и эдак, как же тогда будет правильно? В каких конкретно случаях ставиться диез, а в каких бемоль, вы узнаете позже, в наших последующих уроках.

Знаки альтерации бывают ключевые (постоянные) и случайные. Рассмотрим сначала ключевые знаки (постоянные). Они так называются потому, что выставляются непосредственно после ключа и действуют в продолжение всей композиции на все соответствующие им ноты, во всех октавах, впредь до отмены.

Допустим, при ключе у нас си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль. Это значит, что на протяжении ВСЕЙ композиции или песни, ВСЕ эти ноты (СИ, МИ, ЛЯ) будут браться на полтона ниже (т.е. на лад меньше). Действует это правило до самого конца песни, ЕСЛИ только перед нотой (Си, Ми, Ля) не будет выставлен БЕКАР , который отменяет предыдущий бемоль до конца такта или до следующего знака изменения (альтерации) в этом такте.

Хочу обратить ваше внимание: знак БЕКАР НЕ ИЗМЕНЯЕТ ноту! То есть Ля-бекар и просто Ля - это одно и тоже!

Случайные знаки альтерации могут встречаться в любом месте такта, ставятся только перед нотами и действуют только на эти ноты; действие их ограничивается пределом своего такта, если только на той же линейке не встретится другой знак альтерации.

Длительность нот

До сих пор мы говорили только о высоте звуков и мы еще не говорили о том, как долго эти ноты должны звучать, другими словами о ДЛИТЕЛЬ-НОСТИ.

До этого момента, я использовал в примерах ноты, которые называются ЦЕЛЫМИ (обозначаются кружочком на нотоносце).

Целая нота берется за ЕДИНИЦУ ДЛИТЕЛЬНОСТИ, которую можно дробить:
1) на две равные доли, четыре, восемь, шестнадцать, тридцать две, шестьдесят четыре;
2) на произвольное количество равных частей, например: на три, пять шесть, семь, девять и так далее.

Как вы заметили (если смотреть сверху вниз - от большего к меньшему), каждая следующая меньшая длительность превышает предыдущую большую (ударение на "о") ровно в 2 раза.
Следует заметить, что каждая нота имеет длительность ОНОСИТЕЛЬНУЮ: это значит, что целая нота в быстром произведении (ну, допустим, в "Полете шмеля") будет фактически короче, чем такая же целая нота в произведении с медленным темпом (какая нибудь медленная баллада), то есть все зависит от темпа исполнения произведения.

Прежде чем я приведу названия других нот, посмотрим, из чего состоит нота:

Вот, теперь мы знаем обозначения всех нот:

Метр, Размер, Счет

Когда мы слушаем музыку, мы ощущаем некую ритмическую пульсацию, особенно это ощущается при прослушивании тяжелого рока, когда начинаешь непроизвольно постукивать ногой и дергать в ритм головой :) Кстати, по "научному" :) РИТМОМ называется чередование звуков различной длительности. Так вот, в музыке, в частности в этой ритмической пульсации, существует периодичность чередований сильных и слабых долей, которая и образует МЕТР, т.е. расчленение музыкальной речи.

То же самое наблюдается и в стихах. Например, разделив на слоги следующий стишок и подчеркнув сильные из них, т.е. те, которые произ-носятся с ударением, мы получим следующее:

| Но-вой | жиз-ни |
| Тре-пет | слы-шен |

Как вы уже заметили, каждое слово стихотворения разбито на 2 слога и первый слог (подчеркнутый) является ударным. В данном случае образуется двудольный МЕТР с 2 долями (слогами), где первый слог - ударный, второй - безударный.

Для большей наглядности, мы разделили слоги вертикальными чертами на группы так, чтобы каждая группа начиналась с сильного слога. Таким образом, получается временной отрезок от сильной доли до следующей сильной доли, который в музыке называется ТАКТОМ и отделяется поперечной линией (тактовой чертой).

Учитывая все вышеизложенное, следует раз навсегда запомнить, что каждый полный такт всегда начинается с сильной доли, а потому звук, приходящийся на счет "раз", т.е. на первую долю, обычно всегда слегка акцентируется (выделяется).

А какое отношение к музыке имеет вся эта грамматика, - спросите вы. Так вот, в музыкальной речи, состоящей из множества нот (слогов), существует точно такое же чередование сильных и слабых долей, разделяемых тактами. Посмотрим на наше стихотворение в нотной записи, используя для примера ноту СОЛЬ:


В начале нотного стана Вы видите две цифры (2 и 4) в виде дроби. Цифра 2 показывает количество долей в такте (в данном случае 2), нижняя - длительность каждой доли (в данном случае четвертные). Эти цифры образуют РАЗМЕР музыкального произведения, по которым музыкант, играющий по нотам, определяет количество долей в такте и их длительности. Задав темп, считая про себя сильные и слабые доли, музыкант обретает "координаты времени", в которых должно развиваться музыкальное произведение.

Двухдольный размер является самым простым. Кроме него существуют трехдольный, сложный и переменный размеры. Рассмотрим на при-мере нижеприведенного стишка трехдольный размер.

| Туч-ки не- | бес-ны-е |
|Веч-ны-е | стран-ни-ки |

Как видите, каждый такт этого стихотворения состоит из 3-х долей: одной сильной и двух слабых. В нотах это будет выглядеть так:


Проиграйте четвертную ноту соль, ровно отстукивая ногой счет "раз, два, три". До сих пор мы рассматривали примеры, в которых на каждую долю (счет) такта приходилось по одной ноте. Но в большинстве случаев, одна доля такта делиться на несколько равных или неравных частей. Рассмотрим для начала простейший случай, когда одна доля такта разделена на две равные части:

Как вы уже заметили (а если не заметили, то обратите внимание :), что нотки все восьмые (если забыли - это палочка со штилем :), а размер стоит 2/4 - две четвертных. Сразу возникает вопрос, каким образом посчитать эту метрическую фигуру? Для этого представим, что у нас размер не 2/4, а 4/8 - четыре восьмых, что собственно мы и видим. Получим примерно следующее:

Вот, теперь отстукивая ногой счет на 4 (раз, два, три, четыре), на каждый удар у нас придется по восьмушке, что легко исполнимо. Но мы же не боимся трудностей :) Поэтому изменив счет на первоначальный, исполним тоже, но отстукиваем ногой счет на 2 (согласно размера 2/4) и считаем не "раз, два, три, четыре", а "раз, и, два, и", где "и" делит каждую долю такта пополам:

Само собой разумеется, что "и" применяется лишь тогда, когда это нужно, что мы и покажем на следующем примере:

Проиграйте на 3 струне этот пример, четко придерживаясь счета. Отстукивайте ногой "раз, и, два, и, три, и" причем на "раз" ВСЕГДА должно приходиться опускание носка ступни, на "и" - поднимание носка ступни. Данный пример не содержит какой либо музыкальной идеи, просто он приучает вас к правильному чтению ритма.

После усвоения этого примера, применение пауз не должно вызывать у вас особых затруднений, так как все вышеописанное применимо к паузам точно также, как и к нотам. Давайте попробуем проиграть более сложный пример с применением и пауз и нот. Это наглядно покажет вам, как правильно играть, соблюдая при этом указанный размер. Возьмем к примеру фрагмент из финала "Третьей симфонии" Л. Бетховена. Что, страшно? :) Не пугайтесь, глаза бояться а руки делают. Эй, это я про исполнение нот, а не про то, что вы подумали. :) Заодно и потренируетесь в нахождении нот на грифе (подсказываю, все играется в пределах первых трех ладов). Смотрим:


С третьего такта мы видим интересную штуку :) - половинная нота "ре" третьего такта соединяется дугообразной линией с четвертной нотой "ре" четвертого такта. Эта дуга называется ЛИГОЙ. Как правило, лига всегда соединяет одинаковые по высоте ноты. Это означает то, что исполняется только первая нота, а остальные выдерживаются. Другими словами, когда мы берем первую ноту, она продолжает звучать на длительность остальных залигованных нот (или ноты). В нашем примере нота "ре" начинается на счет "два" и продолжает звучать: "два, и, три, и, раз, и". Применение лиги бывает нужно главным образом тогда, когда один звук распространяется на несколько тактов.

Иногда в нотной записи встречается нота с точкой, только не сверху, а сбоку. Эта точка действует аналогично лиге, то есть увеличивает длительность, но только на половину длительности текущей ноты. Например, длительность целой ноты с точкой будет равняться: 1.=1+1/2, то есть к длительности целой ноты добавляется длительность половинной. Тоже самое правило действует и на другие длительности: 1/2.=1/2+1/4, 1/4.=1/4+1/8, 1/8.=1/8+1/16, 1/16.=1/16+1/32 и т.д.

Вобщем, надеюсь, основной принцип счета вы поняли.

Хочу обратить ваше внимание, что умение читать нотные записи в правильном размере, соблюдая все длительности и паузы просто необходимо! Это относится не только к чтению нот, но и к правильному чтению табулатуры (если дополнительно нет нотного стана). Знание этого, позволит вам правильно сыграть любое произведение или соло без необходимости прослушивания его "вживую" на кассете или CD диске (или при отсутствии записи).

ИСТОЧНИК: http://www.roklesson.ru/





 

 

 
 
 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100