Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

DAW - основа студии.

Как я уже говорил, есть много разных звуковых программ, но если вы хотите делать музыку серьезно, то вам нужна одна из DAW's. DAW (читается как "доу") означает Digital Audio Workstation, то бишь цифровая станция по обработке звука. Под термином DAW обычно понимают две вещи. Первая - это программа, сочетающая в себе MIDI-секвенсер и средство многодорожечной записи и сведения.

На картинке вы видите DAW Reaper в ходе работы над песней. Замечу, что рабочая геометрия его окна обычно шире и выше, это я для снимка её нарочно поменял. На таймлайне (монтажном столе) расположены записанные вживую партии гитары и вокала, а также прописанные в MIDI ударные и клавишные, играемые через плагины-синтезаторы, подключенные к DAW.

DAW - это ваше виртуальное воплощение домашней студии звукозаписи. В DAW есть программный мишкер, в котором вы сводите воедино множество партий. Есть программные эффекты - эквалайзеры, компрессоры, дисторшны и прочее. Есть виртуальные инструменты. В DAW вы записываете партии живых инструментов, MIDI (от синтезаторов до органов, гитар и флейт), прописываете партии нотами (либо играете вживую с MIDI или даже обычной клавиатуры), исправляете, монтируете - делаете что хотите. Это ваша основная программа как музыканта, так и звукорежиссера.

Другое значение DAW - это программно-аппаратный комплекс, то бишь сочетание программной DAW с неким железом - например, навороченной многоканальной звуковой картой. Пример такой DAW - Pro Tools HD и Pro Tools LE.

Обычно DAW, даже чисто программные - очень дорогие. Существуют и некоммерческие, бесплатные исключения из правила. Я сделаю сейчас небольшой обзор разных DAW и сходных с ними программ, чтобы вы имели представление, если до сих пор его не имеете. Напоследок я остановлюсь на Reaper'е, потому что именно на нем основаны примеры в этой книге. Reaper бесплатно доступен каждому и при этом обладает всеми функциями, присущими дорогущим коммерческим DAWs.

В обзоре я выпускаю из виду DAWs для MAC OS - Logic и Digital Performer. Также не буду рассматривать Ableton Live, Reason, Arturia Storm, Orion Platinum. Это же не энциклопедия, а я не Дидро.

Cool Edit Pro - эту старую программу любят гитаристы и некоторые рэпперы. Cool Edit Pro теперь куплен корпорацией Adobe и выпускается под названием Adobe Audition, однако изначальный Cool Edit Pro (далее CEP) до сих пор в ходу. CEP более чем скромен в требованиях к системным ресурсам. CEP может работать в двух режимах - как обычного волнового редактора, так и многодорожечной DAW. Поддержка MIDI отсутствует. Простота интерфейса в режиме многодорожечника - вот что привлекает к нему пользователей, которым лень осваивать более сложные (и дающие больше возможностей) программы. Однако, CEP - одна из лучших DAW для очень старых компьютеров. Подойдет группам, записывающимся вживую. Есть бесплатная программа, несколько похожая на CEP - Audacity. Тоже не требует особых ресурсов. Записываете партии на дорожках и потом сводите их. Однако, в Audacity нельзя навешивать на дорожки эффекты реального времени. То есть навсегда применить эффект к дорожке можно, а вот чтобы просто пустить дорожку на "неразрушающую" обработку, как это делают другие DAW, нельзя.

FL Studio 8 - она же, по старой памяти прежнему названию, в народе кличется Fruity Loops. Есть несколько вариантов этой программы, от самого простого до относительно навороченного (XXL). FL Studio любима в основном диджеями и создателями электронной музыки. Например, в FL хорошо получается drum'n'bass. Часто FL используется не по назначению. В FL есть встроенная драм-машина, набор виртуальных синтезаторов и поддержка плагинов. У FL красивый интерфейс, да и к созданию простой музыки новичок может приступить через несколько секунд после своего первого запуска программы. Но сложность работы с FL возрастает пропорционально сложности вашей работы. В FL нет ничего, что вы не способны сделать, например, в Reaper, но есть вещи, которых просто технически нельзя сделать в FL. FL, несмотря на свои DAW-функции в XXL-версии, всё же ближе к развитым программным синтезаторам вроде Reason, однако не к "взрослым" DAW. То есть, если рассматривать FL как DAW, то я не могу сказать, чтобы FL была хороша как DAW. Но как синтезатор FL хороша.

Cakewalk SONAR 8 - один из флагманов DAWs для Windows. Огромен - его дистрибутив занимает почти целый DVD. Обладает звуковым движком, где рассчеты производятся с 64-битным разрешением. Насколько я знаю, покамест существует только три таких движка - у Sonar, Reaper и Music Studio Independence. Как и любом DAW, в составе SONAR идет набор виртуальных инструментов и эффектов (в зависимости от варианта продукта). Больше ничего толкового о SONAR не скажу - я давно им не пользуюсь, хотя посмотрел пару лет назад на шестую версию, а теперь уже восьмая вышла.

Cubase SX 3. Известна как "народная" версия, поскольку защиту от копирования Cubase SX начиная с версии 4 еще никто толково не сломал и это вряд ли произойдет в обозримом будущем. Cubase - тоже один из "флагманов". В программе действует понятие виртуальной студии (VST - Virtual Studio Technology) - там есть всякие ножнички для разрезания фрагментов звука, тюбик с клеем для их объединения. В Cubase хорошо развит нотный редактор (вдобавок к пианороллу). Хотя для верстки нот обычно используется Sibelius, но те композиторы, которые предпочитают писать партии привычными нотами, а не через пианоролл, будут очень довольны Cubase. Вообще и SONAR, и Cubase снабжены огромным количеством функций для работы с MIDI. Как по мне, то Cubase сложнее в освоении, чем SONAR.

Nuendo - родной брат Cubase. У них общий движок. Nuendo был больше заточен под работу над звуком для фильмов, а Cubase - под создание музыки. Но с некоторых пор в Nuendo это разделение функций стало слишком уж четким - так, Nuendo лишился ряда своих MIDI-функций (перекочевавших теперь в отдельное дополнение к программе). Nuendo хорош для записи живых партий, для озвучки, но писать музыку удобнее в Cubase.

Acid Pro - изначально это был так называемый "петлевой" секвенсер, где музыка собиралась из петель, которым можно было менять питч (т.е. повышать или понижать основной тон сэмпла). Постепенно Acid оброс MIDI-функциями и стал полноценной DAW. Стоящие внимания версии ACID - Music Studio и Pro. Некоторые музыкальные деятели путают Acid с другой программой от Sony - Vegas. В самом деле, они похожи, только Vegas - это средство нелинейного видеомонтажа, вроде Premiere Pro или Avid.

Samplitude/Sequoia. Отношение между этими двумя DAW примерно такое же, как между Cubase и Nuendo, то есть Sequoia больше рассчитана для работы над озвучкой фильмов. В наших краях Samplitude, равно как Sequoia - явление необычное. Лично я не видел живых её пользователей. Между тем, Samplitude - мощнейшая DAW. Раньше в ней были плохо воплощены MIDI-функции, теперь же там с этим полный порядок (включая нотный стан). А вот для обработки аудио Samplitude предлагает такие вещи, которые в других DAW не часто встретишь - например, можно навешивать эффекты не просто на дорожку, но на отдельный звуковой фрагмент! Вообще работа со звуком в Samplitude чем-то напоминает работу в графических векторных редакторах. Превосходная программа, только стоит 1000 долларов.

SAW Studio - еще одна экзотическая DAW, с довольно непривычным интерфейсом и плохой поддержкой MIDI. Встретить SAW вживую еще труднее, нежели Samplitude, а стоит SAW Studio уже 2500 долларов. У SAW Studio своя пользовательская база - люди привыкли к программе и используют. Отдельным продуктом к SAW идет Midi WorkShop - MIDI-редактор, ибо встроенных средств работы с MIDI в SAW Studio нет. Больше ничего хорошего или плохого о SAW не скажу.

Pro Tools - линейка DAWs, которые работают только со звуковым оборудованием от Digidesign и M-Audio. Раньше под именем Pro Tools продавалась только программно-аппаратная DAW. Сейчас к этому добавилась Pro Tools M-Powered - версия программы Pro Tools, которая работает со звуковухами от M-Audio. Некоторые люди считают Pro Tools стандартом де-факто в мире DAW, и что дальше неё идти уже некуда. Как по мне, многие технологии, давно само собой разумеющиеся в других DAWs, до сих пор не воплощены в Pro Tools. Например, в Reaper, чтобы сыграть партию виртуальным инструментом, вы просто создаете дорожку и подключаете к ней инструмент. В Pro Tools вам нужно, как в Cubase SX до версии 4, создать ДВЕ дорожки, одну для MIDI, другую для аудио, и подключить инструмент к последней. А MIDI-дорожку подключить к этой аудио-дорожке.

Pro Tools ограничено количество эффектов, одновременно подключаемых к дорожке. Все звуковые файлы, используемые в проекте, копируются в папку проекта с переоцифровкой к заданной частоте проекта. При импорте видео (для синхронизации со звуком) используется Quick Time - и если Quick Time не понимает какой-то формат, то никакого видео в проекте у вас не будет. Кроме того, Pro Tools работают только с плагинами своего формата - RTAS, так что ваша коллекция плагинов VST и DirectX не найдет применения (если вы не хотите морочить себе голову в поисках программы-адаптера, прослойки между одним форматом и другим). Отмечу, однако, что большие и дорогие плагины - как эффекты, так и инструменты - часто включают в себя и RTAS-версии. Но к бесплатным плагинам это не относится. На мой взгляд, Pro Tools хороша именно в связке с её "родным" железом от Digidesign.

Rosegarden - хорош в работе с MIDI и вёрстке нот. Работа с аудио-дорожками на начальном уровне. Поддержка виртуальных синтезаторов формата DSSI.
MUSE - похож на Cubase до линейки версий SX. Работа с вавами получше, чем в Rosegarden, но интерфейс сырее. Ardour - очень удобный и зрелый продукт, стоящий на уровне SAW и Nuendo, однако пока без полноценной поддержки MIDI (но это дело в разработке). В Ardour можно полностью записать и свести "живую" группу - сам это делал.

Вернемся к Windows. Последним я хочу рассказать о Reaper. Это небольшой (дистрибутив весит около 4 мегабайт) DAW от создателя Winamp - Джастина Франкела. Reaper и полная документация к нему берется на сайте http://reaper.fm. Рипер распространяется по лицензии shareware, однако после окончания "испытательного" срока программа остается полностью рабочей, хоть и напоминает время от времени окошком с сообщением, что не дурно бы продукт купить. В отличие от многих других shareware-программ, в доступной для скачивания версии Рипера набор функций точно такой же, как в зарегистрированной версии, то есть никакой ущербности.

Рипер обновляется с чудовищной скоростью - примерно раз в неделю. В его составе идет ряд полезных плагинов для обработки звука, сэмплер и простой виртуальный синтезатор. Рипер как DAW стоит на одном уровне с китами индустрии (пошлый штамп!), разве что без редактора в виде нотного стана - но ведь есть пианоролл. От многих DAW Рипер отличается движком с 64-битной обработкой звука, возможностью сочетать на одной и той же дорожке как MIDI, так и аудио-данные, и обладает мощными средствами перенаправления сигнала. В остальном же Рипер подобен функциями тем огромным DAWs, названия которых я приводил выше. А интерфейс у него несколько похож на Sony Acid и Sony Vegas.

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

Еще статьи о DAW (Digital Audio Workstation):

Тонкости работы с DAW.
Работа в DAW Reaper.

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100