Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
 
 
Дорожки
Часть 1
 
 
 
 
 
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

DAW Reaper. Дорожки. Часть 1.

В Рипере можно создавать сколь угодно много дорожек. На каждой дорожке располагаются как MIDI, так и волновые данные, то бишь записанные со входа звуковой карты, сэмплы - короче говоря вавы. Уточняю - на одной и той же дорожке могут быть совмещены MIDI и вавы.

Чтобы создать новую дорожку, нажмите Ctrl-T или используйте пункт меню Track > Insert new track. Появится новая пустая дорожка. Слева вы видите панель со свойствами дорожки:

Давайте разберемся, что к чему. Сначала идет номер дорожки, а под ним - кнопка Arm, которой отмечается дорожка, чтобы на неё производилась запись по нажатию на кнопку записи Record. Подробно про это читайте ниже в разделе про запись.

Далее, в текстовом поле идет название дорожки. Давайте дорожкам осмысленные имена, чтобы было проще сводить песню. Я часто прописываю в названии дорожки номер пресета гитарной "примочки", если дорожка содержит запись электрухи, или название виртуального синта и используемого в ней пресета. В нашем примере имя дорожки - "некая дорожка". Под этим полем ввода вы видите ползунок (или фэйдер - fader) громкости дорожки. Громкость эта выражается в децибелах.

Справа от ползунка громкости - меньший ползунок, панорамы (Pan). С его помощью вы располагаете дорожку в стерео-пространстве, левее или правее.

Также справа от ползунка громкости начинается ряд кнопок. Первая из них, с изображением папки, служит для того, чтобы превратить дорожку...

Да, в папку - куда можно складывать другие дорожки. Папка в таком случае становится подмиксом (submix). Все эффекты и настройки для подмикса будут применяться к тем дорожкам, которые вы поместите внутрь папки. Чтобы превратить дорожку в папку, надо нажать на эту кнопку - из серой она станет желтой.

Далее идет зеленая кнопка с надписью "I/O":

Нажатие на неё вызывает окно, в котором вы можете направлять данные с текущей дорожки на другую дорожку, на MIDI-синтезатор звуковой карты (и указанный вами MIDI-канал) или вообще на внешнее устройство. Самым-самым начинающим пользователям это вовсе ни к чему. Однако, перенаправление звукового сигнала - штука мощная. Например, можно создать дорожку, где не будет никакой партии, а только эффекты. И на эту дорожку направляем звук с нескольких дорожек. Таким образом одним и тем же набором эффектов будет обработано несколько дорожек (степень посыла звука с одной дорожки на другую - управляема). Процессор меньше загружается работой. Что ему легче - если вы навесите по эффекту на каждую дорожку, или если пошлете звук с нескольких дорожек на общий для всех эффект? Подробности - в своё время.

О выводе на MIDI-устройство. Если у вас встроенная звуковая карта, то можете поиграть на стандартом программном MIDI-синтезаторе Windows. Для этого в Options > Preferences > MIDI Devices дважды щелкните на пункте "Программный синтезатор звуковой" в нижнем списке (там выходные MIDI-порты - MIDI outputs). Это сделает порт активным. А чтобы играть на синтезаторе звуковой карты вроде Audigy, в том же списке выберите SB Audigy ZS Synth A. Активировать порты нужно только один раз, то есть после перезапуска Рипера порт будет активирован автоматически. Далее. В свойствах дорожки нажимаем кнопку I/O. Попадаем в новое окно, там идем в список MIDI Hardware output и выбираем нужный порт (то есть который мы только что активировали).

Замечу, что на практике вы будете играть только виртуальными синтезаторами, потому что "стандартные" инструменты из набора General MIDI звучат плохо, как правило, на любой звуковой карте, даже на дорогой профессиональной. По сути, банк звуков для поддержки GM, поставляемый со звуковухой, годен разве что для прослушивания MIDI-файлов с качеством, мало чем лучшим звучания тех же мидюков на мобильном телефоне, разве что погромче. Обычно банк тембров, вшитый в звуковуху имеет размер до 8 мегабайт, а то и меньше. Подумайте, какого качества там сэмплы. У меня одно виртуальное фортепиано идет на 900 мегабайт, а там 128 инструментов впихнули в 8!

Но я не могу обойти вниманием вопрос, как же всё-таки использовать этот чудесный набор из 128 инструментов. Для начала он воодушевляет - там тебе и скрипки, и даже звук телефонного звонка. К сожалению, в Рипере нет удобного доступа к выбору GM-инструментов (так называемых патчей). В других программах так - вы выбираете выходной MIDI-порт звуковухи, и вам в свойствах дорожки дается список доступных патчей с понятными именами - piano, violin и прочие. В Рипере нет такого списка. Порт вы можете выбрать, но списка GM-инструментов нет. И по умолчанию играет пианино - потому что оно первое в списке патчей.

Помните, я говорил, что MIDI - это протокол передачи данных, команд? Так вот, можно дать команду смены инструмента. Команда называется program change. С её помощью в Рипере таки выбирается нужный вам патч.

Для этого нужно записать сначала хотя бы пустой MIDI-фрагмент (о записи читайте ниже). Затем двойным щелчком по нему открыть пианоролл - редактор MIDI-партии. Там внизу, под изображением фортепианной клавиатуры, будет выпадающий список. Первый пункт там - Velocity (скорость, или громкость нот). Он нам пока не нужен. Выбираем в списке другое значение - Program. Именно Program отвечает за смену "программы" синтезатора - за смену патча, или тембра.

Теперь смотрите. Редактор MIDI поделен, условно говоря, на три основные части. Слева - клавиатура. Правее - сетка, где мы рисуем ноты. А под сеткой тоже отдельное поле редактирования, в нем рисуются столбики. Что за столбики такие? А они служат для управления посылкой разных MIDI-команд. Иначе говоря, это параметры MIDI-контроллеров. На MIDI-клавиатуре есть всякие колесики и ползунки для изменения параметров, например модуляции. Есть и скрытые параметры - так, громкость ноты зависит от скорости нажатия на клавишу. Скорость эта передается в параметре velocity. Если мы выбираем в списке контроллеров (прямо под изображением клавиатуры) параметр Velocity и рисуем столбики под нотами, то мы фактически задаем громкость этих нот. Чем выше столбик, тем громче нота. В нижней части окна пианоролла показывается числовое значение параметра контроллера. Замечу, что все значения могут быть в пределах от 1 до 128. Посмотрите на эту гениальную картинку:

Скобка под номером 1 показывает список контроллеров. Там надо выбрать пункт Program. Скобка нумер 2 отмечает пресловутый столбик. И номером 3 указано, куда вам надобно глядеть, чтоб увидеть значение параметра в месте курсора мыши. Когда вы изменяете высоту столбика, то видите числовое значение параметра контроллера, в ДАННОМ СЛУЧАЕ являющееся номером инструмента. На картинке там 74 - это флейта. Список и номера получите по этой ссылке.

Итак, в примере, все ноты, прописанные после столбика (со значением 74), будут играться флейтой. Разумеется, вы можете где-то дальше поставить столбик с другим значением, переключив таким образом инструмент - и партия будет играться уже другим инструментом. На практике это почти никогда не делается. Каждой дорожке ставится в соответствие один определенный инструмент. Более того, на практике - повторюсь - вы вообще будете играть только на виртуальные инструменты, где вся эта возня с посылкой MIDI-команды Program отпадает сама собой.

DAW Reaper. Дорожки. Часть 2 >>>

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

Еще статьи о DAW Reaper:

Настройки DAW Reaper.
Монтаж в таймлайне.
Работа с пианороллом.
Посылы, маркеры и рендеринг.

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100