Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
 
 
 
Дорожки
Часть 2
 
 
 
 
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

DAW Reaper. Дорожки. Часть 2.

Вернемся к кнопкам параметров дорожки. После кнопки I/O следует кнопка с изображением кривой.

Нажатие на неё открывает окно управления автоматизацией. Автоматизация - это возможность управлять свойствами дорожки (громкостью, панорамой) и параметрами эффектов динамически во времени. Например, вы можете плавно изменять громкость от тихой ко громкой на протяжении такого-то отрезка времени. Или чтобы гитарный дисторшн постепенно то нарастал, то сходил на нет, уступая место чистому звучанию.

Для управления автоматизацией служат огибающие (envelopes) - такие линии с откладываемыми на них точками. Есть огибающая для громкости, есть для панорамы, для каждого параметра каждого эффекта, подключенного к дорожке. Галочками вы можете отметить в окне, огибающие каких параметров отображать. В окне монтажа вы можете быстро переключать отображение огибающих громкости (клавиша V) и панорамы (P).

Огибающие отображаются прямо на дорожках (поверх вавов или MIDI-партий) либо отдельно, под дорожками. Режим отображения огибающих можно задать в Options > Preferences > Editing Behavior в разделе Envelopes. Если поставить галочку на Show new envelopes in separate lanes, они будут отображаться под дорожкой, иначе же - на ней. Чтобы не расходовать зря рабочее пространство, удобнее сделать так, чтобы огибающие были внутри дорожки - именно так, как на картинках в этой книге.

Мышью создавая на огибающей точки и перемещая их, вы изменяете значение параметра, с которым связана огибающая. Например, вы включили огибающую громкость (клавиша V) и хотите в некоем участке песни плавно понизить громкость, а потом вернуть её в исходное положение. Отложите на огибающей три точки - А, Б и Ц. Пусть А и Ц будут обозначать у нас границы области, где мы хотим понизить громкость. Теперь опустите точку Б ниже. Как будет изменяться громкость? От точки А она станет уменьшаться до точки Б, а потом снова начнет возрастать, и так до точки Ц.

А чтобы резко снизить громкость на таком-то участке, нам понадобятся уже 4 точки: А, Б, В и Ц. А и Ц по-прежнему у нас граничные, они остаются на исходной высоте. Но! Точку Б мы опускаем и переносим прямо с точке А. Точку В мы опускаем на уровень В и смещаем уже к правой границе, к точке Ц. Теперь сразу за А громкость у нас снизится и будет на этом низком уровне до точки В.

Но вернемся к окну настроек огибающих. Наверху - выпадающий список с режимом автоматизации - Automation mode. По умолчанию это Trim/Read. Это обычный режим, в котором вы можете редактировать огибающие, а при воспроизведении песни изменения кривых будут считываться и применяться к эффектам и свойствам дорожки.

Вы можете также записывать автоматизацию "вживую", крутя разные ручки-ползунки во время воспроизведения песни. Для такой записи надо выбрать в списке Automation mode пункт Write. Затем в том же окне ставьте галочки в поле Arm того параметра эффекта, для которого вы хотите записать автоматизацию. Потом идите в окно таймлайна (или нужного вам эффекта), пускайте песню на воспроизведение и крутите ручки. Затем останавливайте воспроизведение - автоматизация уже записана. Снова меняем режим автоматизации на Trim/Read. Готово!

Вернемся к кнопкам в разделе свойств дорожки. Далее у нас идет кнопка кнопка с надписью FX.

Важная кнопка! С её помощью вы будете назначать дорожке виртуальный инструмент и/или навешивать разные эффекты. Эффекты применяются к дорожке виртуально (что называется - в настоящем времени, realtime), то есть физически содержимое записанного на диске вав-файла не изменяется. Однако, вы слышите эффект, и он проявляет себя при сведении в всех дорожек в один файл.

Нажимаем кнопку FX, появляется новое окно FX chain for track номер такой-то, то есть цепочка эффектов для такой-то дорожки. Слева видим покамест пустой список. В этом списке будут выбранные вами инструменты или эффекты. Их может быть сколь угодно много, а порядок следования завист от вашего желания. Надо поменять эффекты местами, поставить один выше другого - берем мышью и перетаскиваем.

Чтобы назначить дорожке инструмент или эффект, нажимаем в этом окне кнопку Add (внизу под списком) - а для удаления соответственно кнопку Remove, выделив предварительно в списке нужный пункт. Рассмотрим добавление инструмента или эффекта. После нажатия на Add появляется еще одно окно, а в нем список, разделенный на группы.

В группе VST доступны эффекты обработки звука. В поставке Рипера идет с десяток плагинов формата VST. А чтобы установить дополнительные VST-плагины (как эффекты, так и инструменты), надо скопировать эти дополнительные плагины в какую-то папку и добавить её в Рипере в список каталогов с плагинами. Делается это через Options > Preferences > VST, там есть кнопочка Add - указываем нужный каталог, потом нажимаем кнопку Rescan directory либо, чтобы обновить список плагинов из всех каталогов, а не только из новых - Clear cache and rescan directory.

После группы VST видим VSTi. Там находятся инструменты формата VSTi. Далее идут JS - это плагины формата Jesusonic, поддерживаемого Рипером. Плагинов этих много и, хоть они не блещут красотой интерфейса, они весьма полезны. Другие группы - инструменты и эффекты DX (DirectX) - не столь популярные, как VST, у меня таких вообще давно нет. Кроме того, в группе Instruments доступны все инструменты вообще - как VSTi, так и DX. FX Chains - тут находятся цепочки эффектов, то есть наборы эффектов и/или инструментов. Вы можете создать свой набор, допустим, из трех эффектов - дисторшн, флэнжер, ревербератор, всё в них настроить и сохранить как цепочку эффектов. А потом вы эту цепочку эффектов одним нажатием клавиши сможете использовать в другом проекте, просто выбрав название цепочки из списка. Наконец, в группе MyFolders вы можете создавать свои папки и виртуально помещать в них эффекты и инструменты. К примеру, у вас может быть папка "Мой оркестр", или "Мои любимые синтезаторы".

Внизу окна добавления эффекта есть фильтр. В списке эффектов отображаются только те названия, которые соответствуют фильтру. Если вы наберете там "drum" то будут отображаться только те плагины, в названиях которых есть это самое drum. Обратите внимание, что в поле редактирования фильтра не работает клавиша Delete. Для удаления символа справа от курсора используйте клавишу Backspace.

Так, возвращаемся ко кнопкам свойств дорожки. Дальше идет кнопка управления фазой сигнала. Что такое фаза, читайте здесь.

Нажатие на эту кнопку приводит фазу в нормальное состояние или же переворачивает фазу.

И последние две кнопки - перечеркнутая Mute ("молчать") и Solo, с восклицательным знаком:

Включение Mute приводит к тому, что дорожка перестает звучать - вы временно выключаете всю дорожку. Включенная Solo, напротив, заставляет Рипер играть только эту дорожку и выключает все остальные. Однако, может быть несколько дорожек со включенным режимом Solo - в таком случае воспроизводиться будут все они.

DAW Reaper. Запись >>>

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

Еще статьи о DAW Reaper:

Настройки DAW Reaper.
Монтаж в таймлайне.
Работа с пианороллом.
Посылы, маркеры и рендеринг.

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100