Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
 
 
 
 
 
Монтаж в таймлайне
 
 
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

DAW Reaper. Монтаж в таймлайне.

Таймлайн состоит из дорожек, на которых располагаются фрагменты живого звука и MIDI. Эти фрагменты вы можете перемещать мышью, а также менять их размеры.

По умолчанию перемещенный фрагмент выравнивается по долевой сетке. Включить или выключить такое выравнивание можно в меню Options > Enable snapping или нажав Alt-S. Выключение требуется, когда вы хотите свободно разместить какой-нибудь сэмпл или так же свободно изменить границы фрагмента. Если потом снова включить выравнивание, то "свободный" фрагмент так и останется, как был, в вольном состоянии.

Внизу таймлайна лежит панель управления воспроизведением:

Думаю, их назначение кнопок очевидно, расскажу разве что о той, что с закругленой стрелочкой (после записи идет). Она включает режим петли (loop). При включенном таком режиме, воспроизведение будет повторять лишь участок, выделенный в таймлайне (выделяется он мышью на пустом месте или наверху, там где линейка времени). Режим петли незаменим, когда вам надо особо вслушаться в какую-то часть песни, а также для работы с прописанными в MIDI петлями ударных и синтезаторов.

Поговорим теперь о фрагментах. Клавиша S (от Split - разделить, разбить) делит текущий фрагмент на два отдельных фрагмента. Вся ваша работа над звуками совершенно виртуальна - физически с файлами записанных партий ничего не происходит - они не разрезаются и не кромсаются. Всё происходит только на таймлайне, на монтажном столе.

Чтобы изменить громкость фрагмента, возьмитесь за его верхнюю часть и потяните вниз - вместе с этим начнет опускаться тонкая синяя линия. Эта линия обозначает громкость волновой формы - кстати, по амплитуде последней вы сами увидите, как увеличивается или уменьшается громкость.

Кроме того, у каждого фрагмента есть области fade in (плавное увеличение громкости в начале) и fade out (то же, но в конце). Вообще fade переводится как "угасание", но я буду писать дальше просто "фэйд", потому что так все говорят. Чтобы сделать фэйд, подведите мышь к верхнему левому или правому краю фрагмента. Указатель мыши превратится в полукруг или эдакий кусок пирога. Удерживая нажатой левую кнопку мыши, перемещайте мышь и обозначьте тем самым, как далеко простирается фэйд. Есть еще "кроссфэйды" (crossfades) - это когда два рядом стоящих на одной дорожке фрагмента налезают друг на друга. Между ними образуется область пересечения, называемая crossfade. В этой области вы можете мышью указать, сколь много звука от одного фрагмента и от другого, где и как именно они взаимодействуют.

Вот он на картинке - кроссфэйд. Синее перекрестье и есть то место, где пересекаются два фрагмента:

Если изменять границы фрагмента, удерживая Alt, то вместо изменения длины происходит растяжение или сужение звука по времени. Например, есть какой-то монолог. Вы можете его сузить, сжать до меньшей длительности - но при этом тембр голоса не изменится. Конечно, всему есть предел - при сильном сужении или расширении сэмпла звук всё же корёжится. Не путайте это с изменением питча (базовой частоты). Вот при изменении питча вы получаете, допустим, писклявый голос или напротив, глубочайший бас. Питч подстраивается в свойствах фрагмента (F2 на выделенном фрагменте либо через контекстное меню, Item properties). Там есть опция Pitch adjust (semitones). Если там же отключить опцию Preserve pitch when changing rate, то при растяжении или сужении фрагмента мы будем получать замедление или ускорение звучания. Что до изменения питча, то удобнее использовать для этого плагин ReaPitch, входящий в состав Рипера.

Об огибающих для управления автоматизацией я уже рассказывал. Практический пример использования автоматизации читайте в описании "оживления" компьютерных барабанов или про исправление фальши вокала.

На этой картинке вы видите записанную MIDI-партию. В Рипере любой фрагмент MIDI или волновых данных, расположенных на дорожке, называется take. Далее я буду использовать слово "фрагмент".

Видите сверху над партией (точнее, вообще над всеми партиями) линейку с числами? А вертикальные линии зеленого и оранжевого цветов? Что это?

Это метр. Музыкальный метр - эдакая сетка, на которую накладывается ритм. Песня состоит из тактов. Такт (bar) состоит из долей (beats). Такты вы видите, разделенные зелеными вертикальными линиями. Каждая линия (тактовая черта) - начало такта. Начало такта обычно совпадает с его сильной долей. Чтобы слышать всё это и понимать, включите метроном:

Сначала включите метроном левой кнопкой мыши, а потом нажмите на нем правую и в открывшемся окне сделайте громче отбивку с помощью ползунка Metronome volume. Теперь при воспроизведении или записи песни вы услышите, как метроном стучит на каждой доле и, кроме того, стучит подчеркнуто громко на сильной доле.

В своей песне вы можете сами задать, сколько долей находится в такте - то есть задать метр. Для этого пойдите в свойства проекта (File > Project settings) и в открывшемся окне на странице опять-таки Project settings впишите в Time signature нужный вам метр. Метр этот записывается дробным числом, например 4/4. Первое число тут означает, сколько долей находится в такте. А второе число - длительность нот, находящихся в такте. Длительность нот не имеет четкой привязки ко времени, а выражается в отношении к другим нотам. Есть целая нота, есть половинная нота (половина целой). В обозначении 4/4 вторая четверка - это четвертная нота (или quarter либо crotchet) - то есть четвертая часть от целой ноты. 2/2 - такт из двух долей, в каждой доле - половинные ноты (вторая двойка означает - вторая часть от целой ноты, т.е. половина целой ноты). Еще раз посмотрим на эту картинку:

Итак, что за числа наверху, над партией? 1.1.00 - обозначает номер такта и номер доли. Если вы масштабируете таймлайн, то увидите более подробную разбивку на такты и доли:

Видите 1.4.00? 1 - первый такт, 4 - четвертая доля. А что за числа под горизонтальной чертой, вот эти 0:00.750? Тут показывается время - то есть на каком времени звучания песни начинается эта доля. На вид линейки метра можно влиять с помощью контекстного меню. Я советую использовать Measures . Beats (M:S secondary). Так вы видите шкалу и метра, и времени.

Существуют разные метры, но вы можете не забивать себе этим голову и работать с тем, что стоит по умолчанию - 4/4. Это метр, присущий поп и рок-музыке, а также западноевропейской классике. Другие часто встречающиеся метры таковы:
2/4 - для польки и маршей; 3/4 - вальсы, баллады; 2/2 - марши и быстрая симфоническая музыка; 6/8 - некоторые стили рока, быстрые вальсы и марши; 12/8 - классика и медленные блюзы.

На странице Project settings вы видите еще один важный параметр - Project BPM, или темп. BPM означает Beats Per Minute, то есть количество долей в минуту. Таблицу названий темпов вы обнаружите по этой ссылке. Хард-рок идет обычно в темпе аллегро, то есть 120-140 долей в минуту. Ниже я приведу еще примеры соответствий стилей и темпов:

oldschool jungle - 150-170
drum'n'bass - 160-180
goa trance - 130-150
gabber (gabba) - 150-220
hip hop - 70-110
house - 110-140
hardStyle (hardbass) - 140-150
hard trance - 140-145
happy hardcore (4-beat) - 150-170
industrial hardcore (noisecore) - 145-165
jungle - 140-190
minimal techno - 120-135
nu style gabber - 170-180
new beat - 80-120
psychedelic trance (psytrance) - 120-150
progressive trance - 125-135
speedcore - 500-1000
tech trance - 135-150
eurodance - около 135

DAW Reaper. Работа с пианороллом >>>

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

Еще статьи о DAW Reaper:

Настройки DAW Reaper.
Дорожки.
Запись.
Посылы, маркеры и рендеринг.

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100