Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
 
Настройки
 
 
 
 
 
 
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

DAW Reaper. Настройки.

Сайт Рипера - http://reaper.fm. Отсюда, кроме самого Рипера, вы можете скачать в PDF полную документацию к программе, правда на английском языке. Зато с картинками! В этих статьях я не собираюсь повторять документацию, а тем паче писать её. Я лишь расскажу, как начать работу в Рипере, дам основы.

Прежде чем начать разговор о Рипере вообще, попрошу вас привести его внешний вид к классической схеме. Делается это через пункт меню Options > Color themes > Classic. Потом можете выбирать какие угодно темы оформления (и скачивать с сайта дополнительные), но сейчас мне надо, чтобы картинка и у вас, и у меня была одинаковой. Классическая тема оформления, на мой взгляд, более наглядная, чем по умолчанию (default).

И кратко о возможностях Рипера. Внутренняя обработка сигнала с разрядностью 64 бита. Неограниченное количество дорожек и эффектов, навешенных на дорожку. Тем, у кого нет MIDI-клавы - в Рипере есть виртуальная. Она превращает вашу обычную компьютерную клавиатуру в MIDI-клавиатуру. Вызывается по Alt-B. Для работы окно этой виртуальной клавы должно быть активным, то есть поверх других окон. Мышью можно смещать октавы, поскольку все октавы сразу на обычной комповой клаве не помещаются. Пробуйте.

Далее, работа на любом железе с любыми звуковухами. Автоматизация (что это такое, я объясню в свое время). Способность микшировать в одном проекте файлы разных форматов (в том числе и сжатые) с разной битовой глубиной и частотой оцифровки. Маршрутизация сигнала - перенаправление на шины эффектов (пустые дорожки с одними только эффектами, для обработки перенаправляемого на такую дорожку звука). Дорожки-папки, в которые помещаются другие дорожки - в этом случае эффекты, наложенные на папку, будут применены ко вложенным дорожкам. Много качественных плагинов, входящих в дистрибутив программы. Поддержка обработки несколькими процессорами (и многоядерных процессоров), средства сетевого рендеринга и сотрудничества по сети с другими музыкантами. Много чего еще.

Предварительные настройки. Самая важная штука в Рипере - это настройка звукового устройства. Надо сказать Риперу, какое мы будем использовать. Прямо под кнопкой закрытия окна Рипера мы видим строку с указанием текущих настроек звукового устройства:

Щелкните по ней мышью, чтобы попасть в окно настроек, на страницу настройки звукового устройства.

Есть такое понятие, как звуковая система - Audio system. Ее вам нужно выбрать в одноименном списке. Для профессиональных карт, а также для карт серий Audidy, X-Fi выбираем ASIO. Для старых и встроенных карт подойдет Direct Sound или WaveOut. Другой вариант - WDM Kernel Streaming (хорошо для Live!). Всё это - названия звуковых подсистем, эдаких программных прослоек между драйвером звуковой карты и Рипером. Отличие между этими прослойками - во времени задержки, так называемой latency (выражаемой в миллисекундах). Чем она ниже, тем быстрее звук поступает на звуковуху. У latency два значения, разделяемых косой чертой. Одно значение - входная задержка (т.е. при записи), второе - выходная.

На встроенных звуковухах для обеспечения низкой задержки используйте либо WDM Kernel Streaming, либо драйвер ASIO4All. Указывайте в Рипере ASIO4All как звуковую систему (выбрав сначала ASIO) и возитесь с её настройками. ASIO4All, по сути - прослойка между программой и WDM-драйверами звуковой карты (используется тот же способ WDM Kernel Streaming, который Reaper умеет и сам). ASIO4All удобна также при работе с картами SB Live!.

Какую же звуковую систему выбрать? Ответ прост - ту, которая будет лучше всего работать в ваших условиях. Например, на некоторых машинах выбор ASIO4All или WDM Kernel Streaming может привести к мгновенной перезагрузке компьютера. А может и не привести. ASIO и WDM Kernel Streaming дают наименьшую задержку, остальные системы - бОльшую. Пробуйте, решайте. Рипер пишет вам время задержки, так что сравнивайте. И ASIO, и WDM Kernel Streaming направляют звук в обход вындового программного микшера, так что его работа не внесет никаких изменений в звуковой сигнал.

Еще немного нудни про ASIO. ASIO (Audio Stream Input/Output) позволяет программе работать напрямую с звуковой картой, в обход стандартной цепочки прохождения звука в Windows. В Windows XP есть встроенный в систему программный микшер KMixer, отвечающий за сведение нескольких звуковых потоков в один, конвертацию битовой глубины и частоты оцифровки (допустим, для простейшего воспроизведения файла с частотой оцифровки в 22 килогерца). Как он это делает, читайте по этой ссылке. В Windows Vista вместо KMixer используется уже другая технология, вроде бы с минимальной задержкой, но я не пробовал, поэтому ничего не скажу. Буду рад, если вы обстоятельно расскажете мне о своем опыте работы с Vista - на какой карте при каких дровах и какой песне (сколь много дорожек, эффектов) какая была рабочая задержка?

Вернемся к Риперу. В списке Audio system выбираем звуковую подсистему: ASIO, Direct Sound, WDM Kernel Streaming и другие. У каждой из них свои настройки - количество буферов и их размеры. Что за буферы? Это области оперативной памяти, эдакие посредники между программой звукозаписи (в нашем случае Рипером) и звуковой картой. Вот Рипер посылает вашу песню на воспроизведение. Звуковые данные этой песни, сэмплы (в том значении, где сэмпл - это "кадрик" оцифрованного звука) перед посылкой "в звуковуху" определенными порциями (вот он - размер буфера!) помещаются сначала в буфер, откуда звуковуха сможет их взять. Зачем это делается? Операционная система выполняет много задач, которые, как кажется, выполняются одновременно - однако на деле все задачи просто выполняются как бы по кусочку. Но из-за высокой скорости их выполнения и чередования у нас создается иллюзия одновременности.

Вот идут два человека - две программы. В компьютере они не просто так идут, а сначала на сантиметр поднимает ногу Сидоров, потом на сантиметр Иванов, потом снова на сантиметр Сидоров и так далее. Традиционно в UNIX-подобных системах это протекает весьма естественно - поэтому в Linux можно, например, безболезненно запускать одновременно множество ресурсоемких процессов - и ни один не будет тормозить относительно другого. Но Рипер у нас работает не в Linux, хотя и может.

Но вернемся к буферам. Итак, программа (вернее, звуковая подсистема через драйвер) периодически наполняет буферы, а звуковуха читает из буферов звуковые данные и выводит их на колонки. Но чем меньше буферов и их размеры, тем чаще эти буферы надо наполнять! Иначе звуковая карта обратится к буферу, а там нет новых данных! Вот откуда происходят все запинки и затыки при слишком малой задержке! Хорошо, но что мешает заполнять буферы вовремя? То, как работает многозадачность в конкретной системе и при конкретной её конфигурации. Вот подошло время снова наполнить буфер, а система в это время обновляет надпись на часах в углу экрана - и вычислительный ресурс процессора весь брошен на эту задачу. Процессор ведь, если он не многоядерный, не может выполнять несколько действий одновременно. Но если буферов много, и размеры их велики, то пока система обновляет часики, звуковуха спокойно себе читает заботливо припасенные данные из буфера. Пример с часами весьма искусственный, зато технически верный.

Принцип таков - чем больше буферов и их размер, тем дольше задержка, но тем менее вероятность "затыка". Для многих звуковых подсистем Рипер сам позволяет установить параметры буферов, а что до ASIO, то при выборе в списке этого пункта появляется кнопочка ASIO Configuration, нажатие на которую явит пред ваши очи утилиту настройки ASIO-дров. А уж в ней вы можете управлять буферами.

Внимание! Если при выборе системы Рипер начал перезагружать систему при своем запуске, то пойдите в системное меню Пуск, а там в папку REAPER и запустите пункт REAPER (Reset configuration to factory defaults). Это сбросит установки Рипера в настройки по умолчанию. Другой вариант - запуск через другой пункт: REAPER (Show audio configuration on startup). При этом Рипер запустится и сразу покажет вам окно выбора звуковой подсистемы, не активируя её сначала (тем самым вы избежите глюков, если выбранная ранее подсистема ведет себя странно).

Еще о драйверах для Live и Audigy 2. Кроме стандартных драйверов от Creative, есть также альтернативные - называются они KXProject и служат для большего приспособления карт этих линеек к созданию и сведению музыки. Хотя сайт проекта выглядит заброшенным, разработка идет полным ходом. Новые версии выкладываются на форуме вот по этой ссылке. Драйверы KXProject, однако, отличаются худшей поддержкой разных игровых фишек (нет EAX 2 и выше). Зато KXProject дает вам мощный программный микшер с возможностью перенаправления звуковых потоков, доступ к аппаратным эффектам карты и, по утверждениям разработчиков (кстати россиян), низкую задержку.

Создание нового проекта

Нажмите Ctrl-N или выберите пункт меню File > New project. Перед работой новосозданный проект лучше сохранить, чтобы записываемые вами файлы сразу сохранялись в каталог проекта, а не куда-то во временную папку. Кроме того, в свойствах проекта (Alt-Enter или из меню File) перед работой с проектом выставьте его параметры, если по умолчанию вас не устраивают. Основные параметры - темп песни (на странице Project settings), а также битовая глубина и частота оцифровки (страница Audio settings). Я не вижу смысла оцифровывать звук в 64 бита. Достаточно 24 бит. Если ваша звуковуха не поддерживает "натуральные" 24 бита, то подойдет и 16. Помните, что звук на CD, да и на в большинстве DVD-видео сейчас идет именно в 16 битах. А Рипер всё равно при сведении переводит весь материал в 64 бита, переводя их в указанные вами 16 только на выходе. Что до частоты оцифровки, то я уже говорил - для сведения под CD достаточно 44.1 килогерц, для DVD-видео (для монтажа фильма или клипа) - 48. Потом при рендеринге можно будет вывести и с другой частотой.

Нужно вообще разобраться с битовой глубиной в Рипере. В главном окне справа сверху вы видите параметры задержки и формат звука. Например, 44100 Hz 32 bit. Это значит, что Рипер подает на звуковой драйвер звук именно в таком формате. Далее, в свойствах проекта, на первой же вкладке есть раздел WAV bit depth. Именно с этой глубиной будут сохраняться записанные вами файлы. Внутренне Рипер всё переводит в 64 бита с плавающей запятой (точкой). При выводе звука на звуковую подсистему Рипер переводит звук в соответствующий ей формат. В примере выше - 64 бита переведутся в 32.

Ставим галочку на Project sample rate и выбираем нужную частоту оцифровки в герцах. В ней будет звук посылаться на воспроизведение, и в ней же будут записываться вавы. Ниже есть опция Playback resample mode - это какое качество переоцифровки будет при воспроизведении песни (а не сведении, рендеринге её в один файл). Ведь песня может содержать в себе вавы-сэмплы с разной частотой оцифровки, и по ходу воспроизведения их придется конвертировать в общую для песни частоту.

По умолчанию в главном окне Рипера не отображается панель файлового менеджера, в котором можно выбирать файлы для перетаскивания их на дорожки. Чтобы явить эту панель пред очи, включите пункт меню View > Show media explorer. Лично я пользуюсь для выбора файлов собственноручно написанным проигрывателем Неформал. Прослушал в нем - перетащил в проект. Удобно.

DAW Reaper. Дорожки. Часть 1 >>>

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

Еще статьи о DAW Reaper:

Запись.
Монтаж в таймлайне.
Работа с пианороллом.
Посылы, маркеры и рендеринг.

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100