Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

Что такое фаза.

Фаза. Как вы знаете, звуковой сигнал можно представить в виде волны. И вот когда пики и спады двух волн совпадают, то говорят, что они в фазе. Пример, где четыре волны бегут в одной фазе:

А когда пики и спады волн не совпадают - это и есть знаменитый "сдвиг по фазе":

Как видите, эти волны-сигналы находятся "вне фазы", сдвинуты одна относительно другой. Иными словами - два сигнала с одинаковыми колебаниями (частотой), но сдвинутые по времени. Исправление этого - смещение одного сигнала в другому так, чтобы фазы совпали, называется переворотом фазы - phase flip. Вы можете встретить функцию с подобным названием в звуковых программах.

Разность фаз можно еще представить себе как если бы на стене висело множество круглых часов, и их секундные стрелки бежали бы под разными углами - например, одни часы показывали бы 30 секунд в то время, как соседние часы показывали бы, например, 23 секунды - при том, что скорость движения стрелок была бы одинаковой. Вот 30 секунд - это и есть "фаза", текущий этап колебания, текущее положение маятника, грубо говоря. А другие 23 секунды - "фаза" других часов, другого сигнала. Поскольку мы можем представить колебание в виде окружности, то фаза измеряется в градусах или радианах.

Сигналы "в фазе" - когда фазы обоих сигналов совпадают. Есть еще "противофаза". Это когда фаза одного сигнала противоположна фазе другого. Там где у одного сигнала на волновой форме виден пик, у другого - спад. Это и есть противофаза.

Когда проявляет себя сдвиг по фазе? Например, он может возникнуть, если вы записываете певца или гитариста двумя микрофонами, чтобы получилось стерео. Если произошел сдвиг по фазе (нравится мне это выражение), то звучание будет с характерными искажениями и перепадами громкости, а если фаза сдвинута на 180 градусов (что исправить легче всего), то звука вообще не будет слышно. Ушами сдвиг по фазе проверяется так - пускаете в одну позицию панорамы - допустим, строго по центру - два сигнала, поставив оба на нулевую громкость. Затем делаете приемлемую громкость одному сигналу и медленно повышаете громкость второго. Если при этом общая их громкость будет, вопреки ожидаемому, не нарастать, а понижаться, то сигналы сдвинуты между собой по фазе. Фигня с фазой может происходить от неправильного расположения микрофонов, от плохих кабелей.

Direct box - он же DI box, DI Unit или просто DI. Служит переходником для подключения несбалансированного, с высоким сопротивлением выхода к сбалансированному, с низким сопротивлением входу. Это пассивный DI Box. Активный DI Box может еще управлять уровнем сигнала - повышать или понижать его. Практически, что дает дибокс? Через него можно подключать гитару (примочку) к микрофонному XLR-входу на микшере. Активный di box питается от батареек либо от фантомного питания, поступающего по кабелю от микшера. Много лет гитаристы писались без всякого дибокса, а потом стали продаваться дибоксы и звукачи решили, что правильно записывать гитару надо только через дибокс. У кого паяльник - продолжение руки, могут скачать схемы самопальных дибоксов вот с этого шведского сайта.

Уши - будем пока для удобства говорить об одном ухе. Чем больше ушная раковина, тем большее количество звуковой энергии (измеряется в Ваттах) она улавливает - большое ухо лучше слышит. От ушной раковины отходит слуховой проход - именно в нем мы ковыряем пальцами. Этот проход имеет и другое назначение - в нем усиливается звуковой сигнал с частотами от двух до пяти килогерц. В конце прохода - мембрана - барабанная перепонка, диаметром около 9 миллиметров, а толщиной 0.1 миллиметра. За нею расположена барабанная полость, где находятся, соединенные последовательно, слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремя, которые называются так благодаря своему виду. Эти косточки подвижные и прикреплены к мускулам. По цепочке косточек колебания, в три раза усилившись, передаются во внутреннее ухо. Косточки вместе представляют собой подобие рычага. Сдвигая точку опоры и тем самым увеличивая или уменьшая "плечо" рычага, мы регулируем силу, которой действуем рычагом на что-либо.

Так же и эти косточки - могут увеличивать или уменьшать передаваемые колебания. При слишком большой громкости сигнал не усиливается. Затем сигнал проходит во внутреннее ухо, где попадает в улитку - завитый канал, наполненный эндолимфой. Итак, звук передается уже в жидкой среде. Стенки улитки представляют собой кортиев орган, который преобразует звуковые колебания в электрические и передает их в нервную систему.

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100