Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
 
Микрофон
 
 
 
 
 
 
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

Микрофон.

Микрофоны бывают нескольких видов. Поглядим на самые популярные.

Все видели и наверное покупали себе дешевый, "мультимедийный" микрофон ценой от трех до десяти долларов. Научное название - электретный - придает ему некоторую важность. Вернее сказать, мультимедийные микрофоны относятся к классу электретных, однако чаще всего выполнены с таким качеством, что обладают высоким уровнем фонового шума и плохой передачей частот. Есть хорошие дорогие электретные микрофоны - например, такие выпускает тульский завод Октава, но это не "мультимедийные".

Электретный микрофон - разновидность конденсаторного микрофона. Что такое конденсатор? Упрощенно говоря, это такая штука, которая состоит из двух металлических пластинок-проводников (электродов) - называемых обкладками, и прослойки-диэлектрика между ними. Диэлектрик - вещество, которое плохо проводит или вообще не проводит электрический ток - это такие материалы, как стекло, воздух, пластмасса, керамика, разные смолы. К обкладкам подведены проводки - по которым подается напряжение. И вот между двумя обкладками возникает и сохраняется электрическое поле - электрический заряд некоторой силы. Ёмкость (как силен заряд) конденсатора зависит от расстояния между пластинами, площади пластин и свойств диэлектрической прослойки. Но какое отношение имеют к этому микрофоны?

Основа конденсаторного микрофона - конденсатор, одна из обкладок коего представляет собой мембрану из полимерной пленки с нанесенной сверху металлизацией. Поскольку на микрофон подается питание (постоянный ток - ток определенного напряжения, вольтажа) и конденсатор заряжен, то колебания - едва заметные перемещения мембраны под воздействием звука (читай: изменений плотности воздуха) - приводят к изменениям ёмкости конденсатора, что в свою очередь изменяет электрическое напряжение. Таким образом мы получаем колебания в виде изменений напряжения, вольтажа - соответствующие "поступающему" на микрофон звуку. А эти-то изменения и составляют электрический сигнал, который посылается в микшер или на усилитель, записывается, оцифровывается.

Питание 48 вольт (+48 V), подаваемое на конденсаторный микрофон, называется фантомным. Это просто питание, подающееся по микрофонному кабелю. Такое питание обеспечивается микшером. Кроме фантомного питания, микрофон может быть запитан с батарейки.

В конденсаторный микрофон, кроме того, подводится еще дополнительное питание (1.5 вольта) для встроенного усилителя, ибо без него сигнал от такого микрофона очень слаб.

В электретном микрофоне тоже используется конденсатор, только в нем для поддержания постоянного напряжения используется не подвод внешнего, фантомного питания, а заряд, присущий веществу-электрету, нанесенному на мембрану. Этот заряд сохраняется в веществе около 30 лет.

"Мультимедийный" микрофон в документации любовно называют еще "гусиная шейка". Это потому, что у него есть длинная гибкая ножка, которую вам в качестве забавы предлагается гнуть в разные стороны. Иногда к нему дается липкая штуковина для крепления к столу. Одним несмываемым пятном больше, одним меньше - невелика беда!

Использовать эти микрофоны для записи голоса или музыкальных инструментов следует лишь в том случае, если нет выбора или вы намеренно добиваетесь плохого звучания. Ходят легенды, что заграничные панки приезжали в СССР и меняли свои Fender'ы и Strat'ы на отечественную гитару "Урал" (вот кстати сайт по советским гитарам) из-за её отвратительного звука. Сейчас на "Урале" иногда принципиально играют отечественные панки и гранжеры, а её тембры входят в некоторые студийные библиотеки сэмплов.

К чему я? Что если вы собираетесь делать какой-нибудь LoFi/industrial/ambient и вроде такого, то лучше "гусиной шейки" вам не найти. Кроме традиционно плохой передачи спектра частот, мультимедийный микрофон ловит все звуки в вашей и соседней комнате, поэтому вы получаете также элементы "конкретной" музыки - кто-то где-то кашляет, сливает воду в унитазе, сморкается, а половицы скрипят.

Наряду с конденсаторными микрофонами, популярны также динамические микрофоны. Большая часть микрофонов, используемая в любительской звукозаписи (если не считать пресловутых мультимедийных) - это динамические микрофоны. Любят их и в больших студиях, за надежность и универсальность. Как работает динамический микрофон?

Основные его составляющие таковы. Мембрана, или диафрагма - колеблющаяся пластинка. Она соединена с катушкой индуктивности. Катушка - просто-напросто свернутый в спираль проводник, грубо говоря проволока. Катушка эта помещена в магнитное поле - в середине катушки находится магнит. Колебания мембраны передаются катушке - катушка движется туда-сюда, а известно, что при перемещении проводника в неподвижном магнитном поле происходит электромагнитная индукция - в проводнике возникает электродвижущая сила. То есть возникает переменный ток, колебаниями и амплитудой соответствующий звуковому сигналу, поступившему на мембрану. Что нам и требовалось - вот этот переменный ток, изменения напряжения, вольтажа.

Какой микрофон выбрать? А на какой хватит денег. Но вы должны понимать, что особо качественной записи на микрофонах за 3 доллара, или на тех караокэ-микрофонах, которые в супермаркетах продаются, вы не получите. Это относится и к коробочным подделкам под "брэнды". Например, на убогой коробке стоит имя известной компании, там же - куча английских слов с ошибками, кабель вложен с надписью LOU NOOOSE вместо Low Noise. Бывают, конечно, более аккуратные подделки. Некоторые китайские компании не стыдятся и пишут на дешевых микрофонах настоящее название, и хотя уровень шума в таких микрофонах высок и есть завалы частот, зато кабель там - XLR/джек м его можно втыкать в микшер и в звуковуху (через переходник). Обычно это динамические микрофоны. Только не доверяйте коробке, где написано, что это некий сверх-профессиональный концертный микрофон. Однако, Китай выпускает и хорошие микрофоны, не поддельные. А подделки иногда качеством соперничают с подлинниками. Это очень зыбкая почва для разговора.

Низшая цена для профессиональных, а вернее даже любительских микрофонов начинается примерно от 30-40 баксов. Есть в таком ценовом диапазоне даже "Бэринджер". И обратите внимание на серию любительских микрофонов Shure Spotlight - С606, c607 и C608. Вот у меня Shure C608 (в своё время куплен примерно за 50 долларов, теперь подешевел). Он хорош для вокала, однако далеко не совершенен для инструментов, в частности акустической гитары. Что значит "хорош"? Всё относительно.

"Хорош" - это намного лучше, чем караокэ-микрофон или пресловутая гусиная шейка. Это сразу видно по чистоте звучания и полноте передаваемого частотного диапазона. Чем дороже микрофон, тем эти показатели лучше. Микрофон не должен шуметь и должен верно передавать как можно более широкий диапазон частот. У любого микрофона есть ряд технических свойств, о некоторых из которых я расскажу ниже.

Рабочий диапазон частот - какие частоты улавливает/передает микрофон. Обычно в пределах человеческого восприятия. Есть микрофоны, которые берут от 80 до 15000 Гц, есть 20 - 20000 Гц - разные бывают. Shure c608 работает с диапазоном 50 – 15кГц. Но простого "охвата" диапазона мало. Микрофоны могут передавать одни частоты тише, а другие громче. Поэтому в документации к микрофону приводится график, где показано, какие частоты как передаются. Одни без искажений, другие тише на столько-то децибел, иные громче.

Сопротивление (Impedance). Проводники - грубо говоря, провода и пластины, по которым течет ток - имеют некое сопротивление проходящему через них току. Чем сопротивление больше, тем меньше сила тока (измеряемая в амперах). Сопротивление измеряется в омах. Столько-то ом (Ohm). К слову, если взяться за провод, где напряжение составляет 220 вольт, и учитывая, что сопротивление человеческого тела равно примерно 36000 Ом, то получаем, что через человека при этом долбит ток силой 6.1 миллиампер. Эт вычисляется по формуле, называемой законом Ома - сила тока равна напряжению, деленному на сопротивление. 220/36000 = 0,00611111 ампер. А приставка "милли" означает тысячу, то есть 0.00611111 умножаем на 1000 и получаем 6.11111, или 6.1 миллиампер (мА). Но мы отвлеклись.

Вот микрофон Shure C608. У него сопротивление 600 ом. Оно же его выходное сопротивление. Есть еще сопротивление нагрузки (оно же входное сопротивление или внешнее сопротивление) - присущее тому устройству, к которому подключается микрофон. Допустим, разъем микшера. Желательно, чтобы сопротивление нагрузки было в три и более раз выше, чем выходное сопротивление. Например, у микрофонного разъема микшера Tapco сопротивление 2.6 килоом, или 2600 ом. Сопротивление линейного входа в этом же микшере равно уже 20 килоом, или 20000 ом! Ом часто записывается в виде греческой буквы "омега" - ? (может не отображаться в вашем браузере благодаря особенностям установленного шрифта).

Направленность. Это то, как и откуда микрофон улавливает звук. Наиболее популярны кардиоидные (или однонаправленные) микрофоны. Кардиодой тут называется эдакая трехмерная фигура, напоминающая сердце - хотя на самом деле область "охвата" такого микрофона больше похожа на яблоко, окружающее мембрану (скрытую под ветрозащитной головкой-сеткой). Кардиоидный микрофон берет звук спереди себя и немного с боков. Причем, типичный такой микрофон охватывает довольно небольшое расстояние. То есть можно писаться, не заботясь, что в запись войдут шумы с улицы. Далее, направленность в виде восьмерки - такой микрофон берет звук и спереди себя, и сзади. Хорош при взятии интервью. Эти микрофоны называют двунаправленными. Наконец, есть направленность в виде круга - это всенаправленный микрофон. У некоторых микрофонов бывает переключатель направленности.

Другие характеристики микрофонов - чувствительность к, грубо говоря, громкости (у конденсаторных выше, чем у динамических), правильность передачи частот (одни микрофоны могут "проваливать" верха, другие - низы, третьи хорошо передают средние частоты и плюют на остальные), уровень шумов, присущий самому микрофону, и другие.

Рабочей лошадкой среди микрофонов для вокалистов (и подзвучки ударных, гитар и других инструментов) считается динамический Shure SM 58. Цены на него разные в зависимости от производства - начиная с менее 100 долларов и до 150-190. Гораздо дешевле продаются микрофоны Shure серии Spotlight - хотя по охвату частот они, конечно, уступают SM 58.

При покупке микрофона смотрите на его шнур! Если у вас бытовая звуковуха, а шнур заканчивается штекером XLR, то вы его просто не подключите в разъем мини-джек вашей звуковухи! И я не видел нигде переходников. Как вариант - если вы купили хороший микрофон со шнуром XLR/XLR, и некуда его втыкать, то купите еще дешевый китайский "коробочный" микрофон, где шнур обычно XRL/джек. И этот-то шнур, скрепив сердце, используйте с хорошим микрофоном. Этот совет - на тот случай, если негде отдельно купить шнур XRL/джек.

Еще статьи по теме "микрофон":

Параметры микрофона.
Рекомендации по применению микрофона.
Запись инструментов, вокала с помощью микрофона.

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100