Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
 
 
 
О форматах
часть 2
 
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

Программы. О форматах. Часть 2.

Теперь о софте для кодирования в MP3. Самая знаменитая утилита для этого - LAME. Однако, по лицензионным соображениям (смотрите ниже) LAME распространяется только в исходниках. Это не мешает ему в бинарном (читай - скомпилированном в машинные коды и запускаемом) виде присутствовать в других программах в качестве кодера MP3.

Под Windows мне очень нравятся две такие программы - это универсальные winLAME и MediaCoder. winLAME - совсем маленький и умеет кодировать в MP3 и Ogg, а также рипать музыкальные диски в WAV, OGG и MP3. MediaCoder больше, но и покрывает больший спектр форматов. Я использую обе программы. Есть также выходной плагин out_lame для Winamp, для вывода звука прямо в MP3 файл, кодируемый с помощью LAME - вот здесь.

Что до Linux, то для каждого дистрибутива можно собрать lame из исходников либо скачать уже собранный пакет из репозитория. Дальнейшее использование LAME - либо из какой-нибудь графической оболочки, либо из консоли. Приведу примеры последнего.

Кодируем вавы в текущем каталоге, LAME с его настройками по умолчанию:

find . -iname "*.wav" -exec lame '{}' ';'

Кодируем вавы в MP3 с битрейтом 320 и наилучшими настройками качества:

find . -iname "*.wav" -exec lame '-b 320 -q 0' '{}' ';'

Сжать один вав в эмпешку:

lame myfile.wav

Декодировать из эмпешек в вавы:

find . -iname "*.mp3" -exec lame '--decode' '{}' ';'

Важно знать, что MP3 - формат, защищенный патентами, и коммерческое использование созданных в нем файлов подразумевает патентные отчисления патентодержателям. Исключение составляет некоммерческая деятельность (если вы выкладываете свои произведения в MP3 на шару) либо годичная прибыль не превышает 100 000 долларов - как я это понимаю из документа по этой ссылке.

Спорим, что вы 100 тысяч долларов на своих эмпешках не заработаете, даже если будете продавать на углу их поштучно в придачу с горячим пирожком. Знаете ли вы, как вкусны порой бывают жаренные пирожки в киоске на углу возле дворца Украина (в Киеве)? Там квартал с этим киоском и со старым заводом собираются сносить и возводить небоскреб. А пирожки! Горячие с картошкой и грибами, плоские - будь такие в старину, что вместо пощечины перчаткой, на дуэль вызывали бы именно таким пирожком.

Патенты касаются также разработки программ-кодировщиков и проигрывателей MP3, поэтому в некоторых странах независимым программистам попросту запрещено без покупки лицензии на алгоритмы MP3 делать программы, умеющие кодировать в MP3, а также проигрыватели. Такие "нелицензионные" программы нельзя даже распространять!

В ряде стран - США например - действуют патенты на алгоритмы. Какой-нибудь Джон Смит может написать алгоритм подсчета трех целых чисел: взять одно число, добавить к нему второе, и к полученной сумме добавить третьей. Потом Смит отправляет в патентное бюро заявку и получает патент. Теперь, если вы живете в США и захотите в своей программе сложить 3 числа, вам надо купить у гениального Джона Смита лицензию, поскольку вы явно или неявно используете запатентованный им алгоритм. Это я лишь немного упростил пример.

Итак, алгоритмы, лежащие в основе MP3, запатентованы и патентовладельцы имеют деньги на лицензировании. Когда вы покупаете себе мобильник с поддержкой MP3, это значит, что косвенно вы платите также и патентовладельцам MP3. То же относится к "железным" плейерам. Даже в Winamp используется лицензированный (читай - платный) декодер MP3. Однако чем объяснить существование бесплатных и некоммерческих кодеков MP3 и проигрывателей? Сейчас их вроде бы оставили в покое. Вероятно, причина проста - прекращение их разработки приведет к уменьшению количества создаваемых эмпешек и спроса на этот формат. И чем больше эмпешек, тем больше спрос на поддерживаемые их аппаратные плейеры - и тем больше патентные отчисления.

Много полезной информации об MP3, а также исходные коды кодеров и декодеров вы найдете на www.mp3-tech.org. Завершая рассказ об MP3, не могу пройти мимо факта разного звучания одних и тех же эмпешек в разных проигрывателей. Всё зависит от декодера. Стандартный, самый массовый декодер "от Fraunhofer IIS" (институт, где была разработана основа формата) звучит глухо по сравнению с декодером от mpg123, на основе которого есть плагин для Winamp - доступен тут, по ссылке еще много чего полезного (а плагин называется mpg123 based MP3 decoder plugin for winamp 2), а также здесь. Но еще живее эмпешки играет другой плагин - на основе декодера Mad - скачать его можно тут. Что до Linux, то MAD по умолчанию используется MP3-декодером в движке Xine. Есть также MAD-плагин для Gstreamer. А вот сайт MAD - www.underbit.com/products/mad.

Кстати, если вы надумете использовать эмпешки в своих песнях как сэмплы, то для обеспечения наилучшего звучания переведите эти эмпешки в вавы именно MAD'ом. Делается это просто - в Winamp входным плагином ставим mad-in, выходным - Nullsoft Diskwriter и рендерим в вав!

Относительно программы Reaper, о которой речь пойдет дальше, то она открывает MP3-файлы, используя движок mpg123.

OGG Vorbis - чаще его называют Ogg, хотя Ogg - это формат файла, а Vorbis - кодек, которым сжат звук, находящийся в этом файле. Хотя в файлах Ogg может храниться и видео, и звук, сжатый не только Vorbis'ом, ниже я буду говорить Ogg и подразумевать лишь Ogg Vorbis.

Как и MP3, Ogg дает нам сжатие с потерями. На одних и тех же битрейтах Ogg-файлы весят меньше, чем MP3 и обеспечивают при этом лучшее качество звучания. Так, Ogg с переменным битрейтом, где средний битрейт будет всего 60-70, звучит как MP3 с битрейтом 128. Не могу удержаться, чтобы не сообщить вам - сейчас, при написании этих строк, я слушаю любопытную японскую black/doom metal/crust punk группу Gallhammer. Надеюсь, вокалистки пили воду между дублями - иначе ведь голос сорвать можно.

Кроме вышеперечисленных плюсов Ogg'а, он к тому же свободен от всяких патентов, а разработчик - организация Xiph.org дает народу библиотеки-кодеки, причем с открытым кодом. Для конвертирования файлов в Ogg используйте те же winLAME и MediaCoder.

Есть ли у Ogg недостатки и почему он не столь широко поддерживается аппаратными плейерами, как MP3? Недостатков не видно. Свобода от патентов, битрейты до 500 включительно, лучшее качество звучания по сравнению с MP3, тэги в UTF-8. Ogg поддерживается всеми популярными программными проигрывателями, кроме Windows Media Player. Для последнего можно установить набор DirectShow-фильтров - после чего, ксати, Ogg, а также FLAC и Theora начнут пониматься многими программами, которые раньше этот формат не воспринимали.

Что до аппаратных плейеров, то сейчас таковых с поддержкой Ogg выпускается всё больше. Но, как я уже говорил выше, поддержка закрытых форматов в капиталистическом обществе выгоднее, чем поддержка открытых. Закрытые форматы - столпы, батарейки денежных токов. Только востребованность открытых форматов обществом вынуждает корпорации поддерживать эти открытые форматы. Покупайте больше проигрывателей с поддержкой Ogg, и капиталисты будут выпускать больше плейеров с поддержкой Ogg. Другого пути сейчас нет.

FLAC - еще один открытый формат. Название его расшифровывается как Free Lossless Audio Codec, то есть Свободный кодек для сжатия звука без потерь. На сайте этого кодека качается нужный софт (на сайте есть русский раздел), а кроме того, много других программ умеют конвертировать в FLAC - тот же MediaCoder. Почти все популярные проигрыватели умеют его играть. Файлы FLAC меньше вавов примерно наполовину. Что вы хотите? Это же сжатие без потерь. FLAC можно использовать как альтернативу ваву, а кроме того, FLAC часто используется в сети - в нем выкладывают классические произведения, дабы не терялось качество. Во FLAC, ради экономии траффика, посылаются файлы на Jamendo - бесплатный сервис публикации музыки в сети.

В Linux и Windows, простейшим способом перевода вавов во FLAC является вызов консольной программы flac в текущем каталоге, где у вас подготовлены вавы, примерно так:

flac *.wav

Еще статьи по данной теме:

Программы.
Виртуальные инструменты и эффекты.

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100