Звукорежиссура

Сведение. Эффекты.

Эффекты бывают в виде плагинов и "железные" - в виде таких устройств-коробочек со входами и выходами. Но все они похожи образом действия. В DAW чаще всего используются программные эффекты, то есть плагины. Хотя есть возможность посыла эффектов из DAW на внешнее устройство, эта тема пока выходит за рамки книги.

Когда я буду рассказывать о том или ином эффекте, не думайте, что есть только одно единственное его воплощение. Есть много плагинов, реализующих один и тот же эффект. Конечно, они отличаются звучанием (из-за разных алгоритмов) и внешним видом. Использование тех или иных плагинов - дело вкуса.

Компрессор. Вопреки популярному мнению, что компрессор делает из звука конфетку, эффект этот производит лишь сжатие динамического диапазона. То есть автоматически управляет громкостью, снижая её при нежелательном повышении. Вот у вас есть запись вокала, где певец время от времени выдает слишком громкие ноты. Такую партию сложно будет свести нормально, поскольку эти громкие ноты будут сильно мешать, выпадая из средней громкости партии. Вы хотите как-то погасить эти усиления громкости. Раньше звукорежиссер вручную крутил ручку громкости. Можно использовать огибающую volume. А можно упростить это дело, используя компрессор.

У компрессора есть два основных параметра. Threshold - то есть порог, и Ratio - отношение. Когда громкость звука достигает заданного вами порога (в децибелах), компрессор применяет к сигналу сжатие с отношением, заданным в Ratio. Ratio тоже измеряется в децибелах. Пример. Порог равен -10, отношение 2:1. Что это значит? Это значит, что в звуке, громкость которого превысила порог -10 децибел, каждые 2 децибела пойдут выше порога только как 1 децибел. То есть, если за порог перевалило 6 децибел, то "выше" пойдут лишь 6 деленное на 2, то есть 3 децибела. Вместо шести децибел выше порога получаем только три!

Еще пример. Порог = -10, отношение 4:1. Поступает сигнал с уровнем -6, то есть на 4 больше порога. Вот компрессор применяет сжатие - на выходе получаем уже не -6, а -9, потому что те 4 децибела, которые перевалили за порог, сжались с отношением 4 к 1, то есть вместо 4 децибел громкость подскочила еще только на 1. Выходит -10 + 1 = 9.

Другие параметры компрессора. Attack - время (в миллисекундах), за которое компрессор по необходимости применяет сжатие. Если у вас одновременно звучат, допустим, громкая бас-бочка и тихий хай-хэт, то применение к ним компрессии вызовет уменьшение громкости обоих инструментов. Но если выставить время attack маленьким, то компрессор успеет пропустить хай-хэт без понижения громкости, но повлияет на бочку. Параметр Release (освобождение) - время, за которое компрессор возвращает уровень громкости к обычному, то есть время между тем, когда компрессор действует и не действует. Атаку обычно ставят до 100 миллисекунд, а освобождение - одна-две секунды. Некоторые компрессоры имеют также параметр gain, управляющий выходной громкостью. Ведь общая громкость дорожки при обработке компрессором понижается. Чтобы восполнить это, выходная из плагина громкость повышается регулятором gain. Вот как, собственно, "накачивается" громкость в песнях - производится компрессия с последующим увеличением gain. Получается ровная, без явно выраженных пиков волновая форма, эдакая стена звука.

В Рипере есть два компрессора. Традиционный - ReaComp. Самый крайний ползунок слева устанавливает порог. Другой компрессор - многополосный ReaXComp. Позволяет предавать компрессии не весь сигнал, а только лежащий в заданном вами диапазоне частот - вернее, диапазонах частот, поскольку таких полос частот вы можете создать сколько угодно (по умолчанию их четыре).

Эквалайзер - это фильтр, который позволяет увеличивать или уменьшать уровень (громкость) сигнала в заданном диапазоне частот. Например, если акустическая гитара звучит слишком глухо, басовито, то эквалайзером уменьшаем ей низы. Эквалайзер также поможет "развести" партии инструментов или вокала, если они мешают друг другу, заполняя одни и те же частотные диапазоны.

Есть много видов эквалайзеров - от простых с несколькими регуляторами (для низких, средних и верхних частот) до навороченных графических, где вам доступны самые узкие диапазоны частот. В состав Рипера входит отличный эквалайзер ReaEQ. Еще мне нравится японский графический эквалайзер Linear Phase Graphis EQ 2, тоже с 64-битной обработкой сигнала.

При работе с эквалайзером полезно придерживаться правила - лучше понижать уровень, чем увеличивать. Допустим, у сигнала мало верхов. Вместо того, чтобы добавлять ему высоких частот, снижайте уровень нижних частот! Любое повышение уровня повышает и уровень всякой мути вроде шумов. Некоторые советы по работе с эквалайзером.

Обработка вокала. Для борьбы с шепелявостью, понижаем сигнал на 7 килогерцах. Чтобы убрать из вокальной записи шумы, можно убить всё ниже 60 герц. [ДОПОЛНИТЬ!]

Ревербератор. Ревербератор позволяет создать эффект нужного вам помещения - инструмент или голос, обработанные ревербератором, звучат как если бы они звучали в какой-то комнате, в большом зале, или где вам нужно.

Когда мы говорим или играем на инструменте, то звуковые волны отражаются от стен и, в ослабленном виде и с задержкой, попадают в наши уши. Грубо говоря, реверберация - это обычное эхо, только не такое сильное и с меньшей задержкой звучания между исходным сигналом и отраженным. Чем больше помещение, тем больше задержка - сравните, например, вокзал и комнату. На уровень реверберации также влияет поглотительная способность стен, их взаимное расположение и другие факторы.

Классическое использование ревербератора при сведении заключается в создании шины (читай - дорожки с эффектами), навешивании на неё эффекта-ревербератора с нужными вам настройками, и посылов на эту шины с других дорожек. Чем больший уровень такого посыла, тем больше сигнал подвергается обработке ревербератором и тем "глубже" он звучит относительно слушателя.

Есть много плагинов-ревербераторов, в Рипере таких целых два - ReaVerb и упрощенный ReaVerbate. Еще мне нравится тоже бесплатный Glaceverb с любопытными алгоритмами - например, там моделируется даже жидкая среда.

Ревербераторы бывают разных видов. Есть чисто алгоритмические, то есть реверберация в них создается математическим образом. Есть ревебераторы на основе применения к звуку акустических импульсов, "снятых" с настоящих помещений. Для создания такого импульса берется некий сигнал, очень короткий сэмпл (иногда звук электрической искры), в двух вариантах. Один - чистый, записанный без реверберации. Другой же воспроизводят из динамика в некоем помещении и тут же записывают звучание сэмпла именно в этом помещении. Из разницы звучания "чистого" сэмпла и сэмпла в помещении составляется акустический импульс. Ревербераторы, использующие эту технологию, называют convolution reverberators, или "свёрточными ревербераторами" - от convolution - свёртка. Наши звуковики чаще говорят "импульсный ревербератор".

Акустические импульсы для таких ревербераторов - и для ReaVerb в частности - берутся отсюда или здесь. Кроме импульсов помещений, там есть импульсы комбиков, предусилителей, микрофонов. Скачиваете, распаковываете (если в архиве), потом открываете настройки плагина и в разделе Impulse нажимаете кнопку Add, затем в открывшемся меню выбираете File, добавляется движок реверберации, нажимаем появившуюся кнопку Browser и выбираем файл с нужным импульсом.

Основные параметры обычного, "программного" ревербератора - это размеры комнаты (room size) и степень поглощения звука поверхностью (грубо говоря, стенами). Бывают также регуляторы dry (уровень сигнала без реверберации) и wet (уровень уже обработанного ревербератором сигнала). Встречаются и другие параметры - всё зависит от конкретного ревербератора.

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 



 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100