Звукорежиссура

Основы сведения.

Вот дорожки записаны - казалось бы, самое сложное позади. Вокалист спел бесчисленное количество дублей, музыканты сыграли нота в ноту, осталось только ручки подкрутить, расставив инструменты по панораме и наладив громкость. Но вот тут наступает самое сложное - сведение. Его называют также микшированием (mixing), но я не люблю это слово. Сведение технически заключается не только в настройке громкости и панорамы для каждой дорожки, но также в применении разных эффектов. Всё это купно дает звучание песни.

Первое правило - не занимайтесь сведением в наушниках. То, что сведено в наушниках, будет отвратительно звучать при прослушивании на колонках. И напротив - сведенное "в колонках" хорошо звучит и в наушниках, и в колонках.

Далее - как получить правильное звучание? Давайте немного порассуждаем. Правильный звук - это естественный звук. Допустим, вы записали гитару. Гитара в записи должна звучать так же, как вы её слышали ушами. Верно? Но что происходит на деле?

Микрофон мог не уловить все частоты, присущие звучанию гитары. Вот она уже звучит не так. Колонки - в зависимости от качества - тоже искажают звук. У вас нет денег на так называемые студийные мониторы - колонки, которые продаются поштучно, ибо очень дорогие (хотя существуют любительского уровня мониторы вроде Studiophile AV от 100 долларов за пару). Поэтому при сведении вы в любом случае будете слышать звук в той или иной мере немного не таким или вовсе не таким, каковым он был записан. Звук-то остается исходным, однако вы не можете слышать это исходное состояние как оно есть.

Хорошо, недостатки микрофона можно относительно восполнить, применяя эквалайзер и гейт. Но как же быть с "истинным" звучанием? Ответ - а никак. Вы можете взять свою запись, отнести к приятелю и послушать у него. И ваша музыка на его колонках будет звучать иначе, чем у вас. Разные колонки - разное звучание. Фигня на постном масле.

Поэтому сводить вы можете приблизительно и - относительно. Приблизительно потому, что если ваши колонки плохо воспроизводят такие-то частоты, то понятное дело, это скажется на вашем сведении. А относительно потому, что вы можете добиться пристойного звучания песни даже на плохих колонках, исходя из принципа подобия.

Возьмите свой любимый CD с музыкой - непременно обычный музыкальный диск без всякого MP3. Нечто хорошо сведённое. Главное при этом, чтобы вы знали звучание песен с диска. Так вот, изучите звучание еще тщательнее - проанализируйте его в волновом редакторе, посмотрите на спектр, пики громкости, на RMS (об этом далее). Ваша задача - на своих колонках добиться для вашей песни такого же звучания и таких же свойств звука. У вас есть образец - вперед. И вы можете сравнивать свой звук с этим образцом. Иного способа нет - пока у вас не появятся собственные образцы и собственное понимание о том, как делается правильный звук на вашей системе.

Это довольно еретический способ, но он действенный. Итак, регуляторами верхних и низких частот на колонках и/или в микшере звуковой карты добейтесь наилучшего звучания CD, о котором вы знаете, что он звучит хорошо - в нём отличный баланс верхов, середины и низов. Способ этот следует применять, если у вас плохие колонки или звуковая карта.

В случае наличия хорошей аппаратуры, действуем в обратном направлении - на колонках ничего (кроме громкости) не трогаем, всякие звуковые регуляторы карты тоже не трогаем. Кроме того, громкость выходного канала звуковухи ставим в любом случае в 100 процентов. Ибо любое изменение громкости искажает динамический диапазон сигнала, а при программном таком изменении бывают весьма ощутимые ухом потери. Лучше управлять громкостью колонок, чем громкостью программного микшера.

Перед тем, как приступить к сведению (да и записи тоже), отключите в настройках звуковой карты все так называемые средства улучшения звука. Например, в X-Fi это Кристалайзер, CMSS-3DSurround, а еще разные штуки вроде постоянно включенной реверберации, эквалайзера и прочего. Для X-Fi есть утилита Mode Switcher с переключением режимов работы - Enternainment mode, Game mode и Audio Creation mode. Так вот выбирайте последнее. При этом отключается всё ненужное, а панель управления превращается в программный микшер.

Если у вас Vista, отключите все её навороты по "улучшению" звука - управление басами, виртуальный surround и прочее. Вам нужен обычный, простой звук. Кроме того, насколько я знаю, в Vista все звуковые потоки, направляемые на выход, по умолчанию ресэмплируются в заданную в настройках частоту. Если у вас, допустим, 48 килогерц и вы хотите получить настоящее их звучание, без переоцифровки, то переключите частоту по умолчанию где-то в Панели управления Vista. Я не могу пока сказать точно, где именно - я не работал с Vista, и буду рад, если кто-то из читателей прояснит для меня, где находится искомый переключатель.

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 



 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100