Звукорежиссура

Сведение. Панорама и громкость.

Панорама. Панорама влияет на большее, чем простое смещение звука левее или правее. Если вы смещаете ползунок панорамы вправо, то звук дорожки становится тише в левом канале, но громче в правом. Замечу, что в случае микширования для стерео мы работаем со звуком в координатах x (ширина) и z (глубина). Y отсутствует - мы не можем расположить звук выше или ниже относительно слушателя. Разве что принимаем во внимание, что низы воспринимаются как идущие снизу, а верха - выше.

Координата z управляется двумя вещами - громкостью и реверберацией. Чем больше реверберация, тем дальше кажется источник звука, к которому она применена.

Громкость. Помните, что громкость в цифровом звуке отсчитывается по шкале ниже нуля. Ноль - самая высокая громкость. Чем тише, тем ниже нуля.

Регулятором volume на дорожке вы управляете громкостью. Громкость мастер-канала составляется из громкостей всех дорожек, поступающих на мастер. Легко заметить, что если громкость большинства дорожек колеблется в диапазоне эдак от -20 до -12 децибел, то уровень мастера будет прыгать от -10 до -2. Это я к тому, что нет смысла записывать на предельных уровнях - иначе эти предельные уровни всё равно придется делать тише, чтобы не перегрузить мастер.

Громкость мастера не должна переваливать за 0 дБ, иначе при выводе в 16 или 24 бита у вас в месте "зашкаливания" будет слышен резкий щелчок или хрип - так называемый clipping. Что такое clipping? Мы ведь имеем дело с цифрами, а 16 бит не безграничны. Допустим, что при формате знаковых 16 бит, когда значения сэмплов лежат в диапазоне от -32768 до 32767, уровень некоего участка песни составляет значение 32767 (не в децибелах, конечно). Теперь представим, что некий плагин повышает этот уровень в два раза. Как в цифре повышается громкость? Простыми прибавлением или умножением. Умножаем 32767 на 2, получаем 65534. Но наши 16 бит при знаковом представлении числа могут хранить только числа от -32768 до 32767! И 65534 туда просто не поместятся, они выходят за шкалу, буквально - зашкаливают! Поэтому программа отсекает "лишнее", приводя значение сэмпла в месте такого переполнения до наибольшего возможного значения, то есть 32767. Всё, часть сигнала просто убилась. Произошел тот самый clipping. Очень короткий может и не быть ощутимым на слух, но как правило clipping весьма очевиден.

Иногда для предотвращения clipping на мастер ставят лимитер, который "гасит" сигнал, превышающий такой-то уровень. Лимитер технически - это компрессор с очень высоким отношением сжатия диапазона. Лимитер, когда сигнал достигает предельного заданного уровня, понижает громкость до этого предельного уровня. Таким образом на мастере нет перегрузки - и нет щелчков. Однако, лимитер ведет вас к плохому сведению, потому что вы перестаете обращать внимание на уровни. С лимитером вы хоть все каналы выкрутите до предела громкости - и вам будет казаться, что всё здорово, потому что зашкаливания мастера не происходит. Но всякая естественность звучания при этом теряется.

Лично я, остроив громкость без лимитера, но если уж никак нельзя (читайте - лень возиться) без одного-двух незначительных зашкаливаний, ставлю на мастер лимитер (риперовский utility/limiter из папки JS) со значением -0.1, то есть чтобы самый пик немножко не дотягивал до нуля.

Далее, громкость мастера не трогайте. Пускай ползунок его громкости стоит на нуле. Бывает соблазн чуть снизить громкость именно на мастере, но это выльется в снижение динамического диапазона всего выхода с мастера. Настраивайте громкость только каналов-дорожек микса, а не мастера! Что до каналов, то помните - увеличение громкости дорожки выше исходного уровня записанного на ней сигнала искажает её звучание. Выползают шумы, которых раньше не было. Звук становится раздражающим. Лучше снижать громкость, чем повышать. Что до VSTi-плагинов, то их громкость правильнее повышать, опять же, не ползунком на дорожке, а регулятором в окне самого плагина.

На звуковых форумах больше всего народ обеспокоен якобы недостаточной громкостью своей музыки. Вроде бы всё сведено правильно, но - вот беда - диск какой-нибудь популярной группы звучит громче, мощнее. Как быть? И вопрошающему сразу начинают давать советы. Советы могут быть разные - от нормализации и компрессии всей песни до применения особых плагинов-"максимайзеров" от Waves или iZotope. При этом никто не задается вопросом, почему одни диски/песни звучат громче, а другие тише, и нужно ли вообще приводить песни к каким-то стандартам громкости, если таковые существуют?

Во-первых, этих стандартов не существует. Громкость песни отражается такой штукой, как RMS - root mean square, или "среднеквадратичное отклонение" либо "действующее значение". Его можно получить в статистике в Wavosaur, Sound Forge и любом другом толковом волновом редакторе. Чем выше RMS, тем громче песня. RMS можно рассматривать как эдакое усредненную громкость всей песни. RMS вычисляется по формуле:

rms = квадратный корень из (сумма квадратов всех сэмплов / количество сэмплов)

Если некоторые пики у вас достигают до нуля децибел, однако амплитуда неровная, с перепадами, то есть с богатой динамикой, то это не значит, что песня будет звучать громко. Чтобы добиться большой общей громкости песни, надо компрессором уплотнить динамический диапазон партий так, чтобы в них не было особых перепадов, чтобы тихие ноты вытягивались до нужной вам громкости. Всё это купно влияет на RMS. RMS всегда ниже пикового значений громкости, однако именно RMS определяет общую громкость вещи.

Выше я только говорил, что компрессией дорожек МОЖНО повышать RMS, однако не говорил, нужно ли это делать. Некоторые считают, что нужно. Я считаю, что нет. Я думаю, что компрессор следует применять для влияния на внятное звучание некоторых партий песни, а не для управления громкостью. От года в год громкость песен увеличивается - хотя, конечно, это зависит от жанра. Посмотрите на следующую волновую форму, взятую с диска Антонио Сальери, Piano Concerto in B flat, I. Allegro moderato (с диска 1996 года). RMS: -22 дБ

А вот инди-рок/гранж Pixies - Broken Face (1988 год). RMS = -18 дБ

Через три года Нирвана записала альбом Nevermind, где звуковик Бутч Виг вывел традиционную в роке того времени громкость, хотя ранний альбом Нирваны Bleach громче, RMS у него побольше. Но вот статистика из песни Smells Like Teen Spirit (1991 год): RMS: -18 дБ

И волновая форма записи 2000 года, Guano Apes - Don't Give Me Names (2000 год). RMS: -13 дБ

И чтобы вас совсем постращать, снова Smells Like Teen Spirit, но уже перемастеренная и выпущенная на сборнике Nirvana в 2002 году - это тот диск, где была опубликована You Know You're Right. RMS около -12 дБ

Вообще дело ваше, какую громкость и звучание придать песне. Есть стили, где динамика вообще роли не играет - ну какая динамика в массовом хип-хопе или d'n'b? Нет общего решения для всех песен. Но отсутствие динамики и повышенная громкость утомляют слух. Возьмите какие-нибудь записи восьмидесятых годов и раньше - вы можете слушать их долго, часами. Попробуйте выдержать от начала до конца, подряд, два современных альбома некоего коммерческого рока. Вы будете уже первым сыты по горло примерно после его половины.

А то, что у кого-то диск звучит громче, чем у вас, как к этому относиться? Ну а у кого-то звучит тише! Мы же не равняемся в разговоре на крик. А коммерческие студии именно так равняются.

От рассуждений вернемся к практике. На приведенной ниже картинке - часть микшера Рипера. Мастер-дорожка и обычная дорожка (drums):

На обычной дорожке громкость показана двухканальным индикатором. На мастере же мы видим как бы многослойный индикатор. Почему? Индикатор посередине отображает обычную громкость, а каналы-индикаторы по сторонам - они показывают RMS. Как вы можете заметить, показания этих RMS-индикаторов изменяются медленнее, чем обычных, потому что показывают как бы среднюю громкость. Так что следите за динамикой обоих индикаторов. Вообще RMS удобнее проверять потом функцией статистики в волновом редакторе. Отрендерили - проверили. Не нравится - подправили в DAW, снова рендерим и проверяем.

Постарайтесь свести альбом так, чтобы RMS песен не сильно отличались. После окончания сведения проверьте его на наушниках, хорошо ли звучит? Прослушайте в колонках на разных громкостях. Сделайте предварительный CD, понесите его к друзьям и послушайте на их компьютерах, музыкальных центрах и в плейерах - как звучит у них? Только после этого можно приступать к окончательной записи на CD, хотя некоторые люди предлагают еще один этап...

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 



 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100