Сведение. Пол Уайт.

Помещение в стерео. Мастеринг.

Помещение в стерео

Уже было сказано, что бас-барабан, бас-гитара, малый барабан и лидер-вокал должны быть помещены близко к центру панорамы. Из этого вы могли заключить, что я являюсь сторонником движения "назад к моно". Но не волнуйтесь: есть еще инструменты, которые хорошо размещаются в стерео.

Синтезаторы являются важной частью современной музыки. Их можно панорамировать в любое место. Помните: панорамирование - это не истинное стерео (многие пуристы говорят, что поп-записи панорамированы моно, а не стерео). Однако именно на панорамировании держится вся современная поп-продукция. Трудно найти записи, где много инструментов записано в настоящем стерео. Пожалуй, единственным исключением является фортепиано: один микрофон снимает басы, второй - верха. Сигналы с этих микрофонов пишутся на разные треки и панораминуются вправо и влево на этапе сведения. Можно сделать иначе: вы можете панорамировать эти сигналы, скажем, влево и по центру, чтобы у фортепиано была меньшая ширина по стерео и явное помещение слева от центра.

Почему необходимо ограничить ширину стереобазы? Дело в том, что фортепиано или ударная установка будут звучать ненатурально, если инструмент занимает весь акустический объем от левого до правого громкоговорителя - несмотря на то, что расстояние между крайними томами в ударной установке дествительно составляет 10 футов, а длина фортепиано - 15 футов. Если немного уменьшить ширину, можно раздвинуть инструменты ближе к краям, что придаст глубину и пространственную градацию вашей записи. Представьте себе, что ваша звуковая сцена - это картина, с шириной и перспективой, и вы не зайдете слишком далеко.

Если какой-то инструмент должен звучать не просто левее или правее, но глубже и вдаль, то тогда надо воссоздать естественную обстановку. Звуки инструмента, находящегося на далеком расстоянии, являются менее яркими, чем те, что находятся близко. Это объясняется тем, что воздух поглощает высокие частоты. Кроме того, количество отраженного звука для них тем больше, чем больше расстояние, и тем самым тише становится основной сигнал. К тому же трудно определить направление на источник.

Чтобы имитировать это в студийный условиях, панорамируйте звук где-то ближе к центру, уменьшите высокие частоты и добавьте реверберацию или задержку. Потом уменьшите уровень сигнала относительно других инструментов. Эффект будет такой, словно звук приходит откуда-то из-за громкоговорителей.

Ревербератор позволяет создать эффект стерео из моно-источника, так как он имитирует естественный способ отражения сигнала в реальном помещении. Даже короткая реверберация, которая настолько мала, что на слух почти не заметна, помогает создать иллюзию реального звука в реальном пространстве. Это особенно важно для синтезированных, сэмплированных звуков и ритм-машин, в спектре которых нет естественного окружения.

Многоголосые звуки стрингс могут быть далее обработаны путем добавления "хоруса" и панорамирования выходного сигнала в одну сторону панорамы, а необработанного сигнала - в другую. Это создает сдвиг задержки, что непосредственно имитирует то, как мы слышим передвигающийся источник сигнала. Создается полное впечатление перемещения. Далее, применение модуляции позволяет имитировать игру одной и той же партии двумя инструментами, причем существует небольшая разница в настройке и времени извлечения звука. Создается иллюция, что несколько инструментов играют в унисон, поэтому эти эффекты носят название "хорус". Между прочим, похожий эффект (но звучащий гораздо более натурально) можно получить при помощи гармонайзера, который создает вносит расстройку в копию исходного звука.

Мастеринг.

Когда вы считаете, что микс готов, не начинайте мастеринг сразу. Сделайте перерыв, послушайте несколько записей в том же стиле, что та песня, над которой вы работаете. Это поможет восстановить чувство перспективы, даст вашим ушам возможность заново адаптироваться к реальности. После этого можно опять слушать микс. Возможно, вы обнаружите, что в нем имеется две-три явные проблемы, которые вы до сих пор не обнаружили и которые остались бы в записи, если бы вы сразу после сведения начали запись на мастер-ленту.

После окончания надо послушать сведенную запись на других системах (включая автомобильную аудитехнику и высококачественные динамики "towers"). Это делается для того, чтобы убедиться, что баланс по-прежнему звучит хорошо. Если запись звучит хорошо только в вашей студии, а во всех других системах - плохо, это значит, что у вас что-то не так с системой мониторов или с самой комнатой. В этом случае надо дважды проверять каждый этап микса при помощи хорошей пары студийных наушников. Я не являюсь сторонником постоянного прослушивания в наушниках, но при помощи них можно услышать искажения и шумы, которые обычно не слышны в громкоговорителях.

Мне известно, что в некоторых студиях предпочитают прослушивать на большой громкости, но это плохой способ работы. Это не только приводит к тому, что уши вынуждены временно менять слуховые характеристики (то есть то, что вы слышите, на самом деле не является истинным звуком, идущим с ленты); но, помимо этого, длительное прослушивание на большой громкости может привести к профессиональному заболеванию слухового аппарата. Это относится также к прослушиванию в наушниках: они создают сильное звуковое давление на барабанную перепонку. Я обычно прослушиваю на такой громкости, на какой эта музыка скорее всего будет звучать у кого-нибудь дома; после чего один или два раза слушаю на большой громкости, чтобы убедиться, что ошибок в миксе не осталось. Несколько минут громкой музыки не принесут вреда, но несколько часов скорее всего это сделают!

<<< Содержание >>>

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100