Сведение. Пол Уайт.

Техника продюссирования: Аранжировка.
Часть 1.

"Продюсирование" - понятие достаточно гибкое. В настоящее время оно означает разные вещи для разных людей. Строго говоря, продюсер отвечает за коммерческий успех песни, а также наблюдает за процессом записи, что включает проверку, что весь проект не выходит за рамки бюджета. Другими словами, работа продюсера объединяет в себе бизнес и творчество, причем творчество как техническое, так и музыкальное.

В данной книге речь по большей части пойдет о творческих аспектах работы продюсера (хотя даже их трудно перечислить все). Одни продюсеры ограничивают свое участие несколькими подсказками по ходу записи. Другие могут поменять части песни местами, изменить инструментовку или даже участвовать в записи, используя секвенсеры, сэмплеры и т.д. Норма - где-то посередине. Но хороший продюсер всегда должен объективно смотреть на работу и на этом основании принимать музыкальные решения. Существуют продюсеры, которые "забегают" на студию всего на несколько минут в день. Может показаться, что они принимают мало участия в работе, поскольку проводят большую часть времени вне студии. Но это не так.

При работе в студии продюсер должен "иметь подход" к людям. Процесс записи в студии может быть очень стрессовым, нередко возникают вспышки. Способность создать такую атмосферу, в которой и музыкантам, и инженерам работа доставляет радость, имеет громадное значение, которое нельзя недооценивать.
На домашней студии (или маленькой частной студии) инженер и продюсер нередко - одно и то же лицо. Это может иметь как плюсы, так и минусы. Преимущество здесь в том, что продюсеру не приходится долго втолковывать инженеру, что именно он хотел бы услышать. Недостаток - в том, что нередко бывает трудно оставаться объективным, когда постоянно думаешь о технической стороне записи.

При работе с группой, прежде всего, необходимо слушать. Выясните, какие инструменты они собираются использовать и какой эффект они хотят создать. Если имеется демо-запись конкретной песни, послушайте его внимательно. Не имеет значения качество записи: даже если это всего лишь простая запись репетиции, она даст вам представление о структуре песни и инструментовке.

Аранжировка

Цель этой главы - описать несколько хорошо зарекомендовавших себя способов работы, а также рассказать о путях дальнейшего развития. Чем больше времени вы сможете уделить эксперименту, тем более подготовленным вы окажетесь к началу более ответственной работы, которая может неожиданно возникнуть. И помните: не имеет значения, насколько вы опытны; вы всегда должны продолжать учиться новому.

Не существует правильных и неправильных способов написания, аранжировки и записи поп-песни. Однако большинство музыкантов прекрасно видят изъяны в чужой работе. Основные недостатки аранжировки могут состоять в длине отдельных частей песни: длинные и тем самым скучные вступления; куплеты и вступления слишком длинны или слишком коротки; вставки и проигрыши слишком длинны и неинтересны. Это может показаться само собой разумеющимся, но очень много песен были испорчены ведущим рифом, играющим сквозь куплет и припев, или скучной, утомительной последовательностью аккордов, которая повторяется четыре или восемь раз перед каждым припевом. Группа очень легко может впасть в такую ошибку, поскольку музыканты слышат песню не так, как их аудитория.

Другая ошибка, часто встречающаяся в аранжировке - слишком много инструментов играет одновременно. Тем грубее ошибка, когда два или более инструмента занимают одну и ту же часть аудио спектра и играют с одинаковой динамикой. Тогда инструмент становится плохо узнаваемым, не выделяется звучанием из других, что приводит к мутному, "закрытому" саунду. Качество всего микса состоит в том, что слушатель может легко слышать любой инструмент, а не в том, что его подавляет плотная стена звука. Даже хэви-металлическая песня может быть так сделана (хотя, конечно, внушить эту мысль музыкантам не так-то просто).

Рассмотрим пример: две ритм-гитары, обе электрические, обе используют одинаковый эффект "дисторшн". Определенные типы эффекта "дисторшн" при использовании с одной гитарой придают инструменту агрессивный, режущий звук, который будет выделять гитару из общего инструментала. Но не без своих проблем. Прежде всего, приставка "дисторшн" работает аналогично компрессору, поддерживая одинаковый уровень звука. Во-вторых, она добавляет много новых, высокочастотных гармоник, которые могут попасть в те области аудио-спектра, которые заняты другими инструментами, тем самым делая их звучание менее определенным. Если у вас имеются две одинаково звучащие электрогитары с эффектом "дисторшн", они будут сливаться между собой, станут нераспознаваемыми, а из-за наличия большого количества гармоник весь частотный диапазон будет занят прежде, чем вы добавили другие инструменты.

Аналогичные проблемы возникают с синтезированными звуками. Поэтому очень важно найти такую комбинацию тембров, которая не только хорошо звучит, но также оставляет место для других звуков, которые вы собираетесь использовать. Это не всегда так просто, как кажется на первый взгляд, поскольку большинство синтезаторов содержат пресеты (фабричные наборы тембров), которые были специально разработаны для того, чтобы произвести впечатление на покупателя (ведь в магазине вы пробуете их без аккомпанемента). Вставьте такой пресет в микс: наверняка вы обнаружите, что весь спектр занят им.

Чтобы поместить инструменты в разные части аудио-спектра с минимальным перекрытием по частотам (так, чтобы каждый инструмент был хорошо слышен), продюсеры используют следующий способ: бас-гитара и бас-барабан занимают нижнюю часть спектра, тарелки - самый верх. Таким образом, если вы хотите добавить что-то еще в самый верх (скажем, некий рисунок, играемый секвенсером, с тембром колокольчиков), то имеет смысл не играть четверти в каждом такте на тарелке "райд" в течение всей песни.

Что касается баса и барабанов, то их аранжировкой нужно заняться с самого начала. Ритм является основой для большинства современных поп-песен. Поэтому время, уделенное ритм-секции, должно этому соответствовать.

Это касается также синтезаторов, сэмплеров и ритм-машин, и даже обычных инструментов.

Всегда есть соблазн добавить много реверберации на этапе микширования. Но послушайте несколько наиболее удачных поп-песен, и вы увидите, насколько ненавязчива в них реверберация. Часто вполне достаточно "снять сухой край", и не больше.

Звук бас-гитары, как правило, почти не обрабатывают. Немного реверберации добавляется, если использован безладовый инструмент, в особенности в медленных произведениях. Попробуйте убрать низкочастотную составляющую в реверберации путем подключения ревербератора через два свободных канала микшера, и используйте эквалайзер. Это предотвратит "замутнение" басовой области.

Бас почти всегда помещается в центр панорамы, и на то имеются свои причины. Низкочастотные звуки несут основную звуковую энергию, и ее имеет смысл распределить равномерно в оба канала. Кроме того, слишком низкие звуки при перемещении из канала в канал плохо отслеживаются на слух, т.е. слушатель наверняка почти не заметит, что бас перемещается. Исключение из этого правила - басовая партия, сыгранная слэпом, так как из-за наличия достаточного числа высоких частот прием "слэп" позволяет донести аудио-информацию о положении источника звука. Однако помните о распределении звуковой энергии.

Лучше всего - поместить бас в центре.

Применение эффекта "хорус" также помогает улучшить звучание безладовой бас-гитары (а иногда даже и обычного инструмента). Глубина модуляции должна быть достаточно низкой (кроме тех случаев, когда вам нужно создать крайне искусственный звук). Если у вас монофоническая приставка "хорус", то вы можете сигнал с ее выхода поместить в одну сторону панорамы, а необработанный звук бас-гитары - в другую. Это создаст впечатление о ширине стереобазы и одновременно сбалансирует звучание баса (более или менее ровно) между двумя громкоговорителями.

Если приставка "хорус" - стереофоническая, то поместите необработанный звук в центр, а оба выхода распределите четко направо и налево. Внимание: некоторые стерео-приставки на самом деле не являются таковыми, а всего лишь имитируют эффект стерео путем инверсирования фазы задержанного сигнала во втором выходе. Это все равно звучит хорошо, однако если правый и левый сигналы суммируются в моно, эффект исчезает, и вы опять остаетесь с одним только "сухим" звуком. Если сомневаетесь - поместите сигналы с обоих выходов в центр панорамы и посмотрите, имеется ли эффект "хорус". Если да, то ваша приставка - настоящая стереофоническая.

Даже если при записи баса уже была применена компрессия, все равно сохраниться некоторая разница в уровнях. Вы можете применить компрессию еще раз при сведении. Однако помните, что чем больше вы компрессируете, тем больше шумы ленты, избежать которых помогает компрессор со встроенным экспандер-гейтом (или отдельный нойз-гейт). Чтобы атака звука была оэнергичней, увеличивайте атаку компрессора, при этом время восстановления должно быть короче, чем время между двумя подряд идущими нотами.

Если на этапе микширования вы не удовлетворены тональными характеристиками баса, то вы можете улучшить звучание при помощи эвкалайзера на консоли либо путем подключения к отдельному эквалайзеру (графическому или параметрическому). Но не нужно слишком стараться: идеально отстроенный басовый звук, звучащий изолированно, не будет звучать так при добавлении других инструментов (и наоборот). Если звук не имеет хорошей атаки, то можно добавить усиления на частотах от 80 до 100 Гц. Но лучше это делать, слушая, как звучит бас с другими инструментами.

Если басовые звуки генерируются синтезатором или берутся с сэмплера, то вряд ли требуется их компрессировать. Однако вам может понадобиться изменить настройку эквалайзера на этапе, когда вы выстроили приблизительное общее звучание. Эффекты "хорус", "флэнджер", "переворот фазы" могут быть добавлены к синтезированному басу точно так же, как это вы сделали бы для обычной бас-гитары.

<<< Содержание >>>

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100