Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
 
Часть 1
 
 
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

Выбор звуковой карты. Часть 1.

Прежде чем начать разговор о звуковых картах, замечу, что всегда следует принимать во внимание фактор самогипноза. Владея какой-то вещью, вы обычно ищете в ней лучшие стороны и считаете, что она не так плоха, как на самом деле. Впрочем, может она вовсе и не плоха.

Задача звуковой карты - вывод звука на выходные разъемы, к которым подключается акустическая система (читай - колонки), а также получение звукового сигнала через входные разъемы - линейный (к нему подключается микшер или плейер) и микрофонный. Внутри звуковой карты находятся преобразователи аналогового сигнала (природа которого - колебания электрического напряжения) в цифровой сигнал (набор чисел) и наоборот. Они называются ЦАП (аналогово-цифровой преобразователь) и АЦП. Или, на английском - DAC (digital-to-analog converter) и ADC (analog-to-digital converter).

Современный компьютер оснащен встроенной звуковой картой. На материнских платах, выпущенных эдак до 2005 года, звуковая карта была простейшей, а основная обработка звука была возложена на драйвер, то есть была программной. Качество звука в таких картах - отвратительное, всё равно что картон жевать. Затем дело чуть изменилось к лучшему - вместо таких вот совсем "полупрограммных" карт в чипсет иногда стали встраивать более-менее "железную" карту.

Сама микросхема такой карты (без разъемов и так далее) покупается производителями материнок по цене до десяти долларов. Эти карты-чипы именуются CODEC'ами (не путать с мультимедийными программами-кодеками). Есть несколько стандартов таких CODEC'ов. Сейчас это AC'97. Полным ходом набирает вес HD Audio. В Windows типичная такая карта именуется универсально - Realtek AC'97 Audio, либо Sigmatel Realtek AC'97 Audio и т.п. в зависимости от производителя кодека) Linux же называет её по имени производителя всего звукового чипсета. Встроенная звуковая карта такая-то делается на основе кодека такого-то.

Допустим, на моей материнке есть встроенная звуковуха nVidia 0059. В ней стоит популярный чип ALC850 производства Realtek. ЦАП работает на частоте 48 килогерц и с битовой глубиной 16 бит (о том, что это такое, читайте ниже).

Во встроенных звуковых картах качество ЦАП и АЦП нельзя сравнить с теми же компонентами "отдельных" звуковых карт - хотя бы из-за цены. Но самое время вспомнить про самогипноз! Во-первых, у звукорежиссеров прошлого не было и таких возможностей в области цифрового звука. Эта вот встроенная звуковуха купно с программным обеспечением стоила бы тогда десятки тысяч долларов и находилась бы в какой-то большой студии, как её главное достояние. А у вас такое дома - пожалуйста! Кроме того, послушав свою встроенную звуковуху, вам может просто понравиться её звучание. Пока вы не послушаете другую звуковуху...

Намного лучшего качества звука как при воспроизведении, так и записи, вы добьетесь купив звуковую карту с разъемом PCI. Среди карт бытового уровня выбор не так уж велик. Это карты от CMedia (и основанные на чипсетах от CMedia продукты), редкие в продаже превосходные карты от M-Audio (например Revolution по цене около 100 долларов), нижняя линейка карт EMU (вроде E-MU 0404 и 0202), а также линейка карт от компании Creative - это серии Live!, Audigy и X-Fi.

Раньше было просто. На смену Sound Blaster AWE 32 приходила AWE 64, затем Live!, затем Audigy, Audigy 2 и 4 и варианты их, однако с примерно одинаковым железом. Далее, включая выход нового флагмата - X-Fi (eXtreme FIdelity) - Creative стала выпускать, что называется, "широкий ассортимент" продуктов как в новой линейке, так в старых - от Live! до Audigy. При этом возникла некоторая путаница.

Например, X-Fi XtremeAudio несмотря на включение в линейку X-Fi, отнюдь не основана на чипсете EMU20K1, который является сердцем всем остальных X-Fi. Чипсет у XtremeAudio такой же, как у Audigy 2 SE и SB Live! 24-bit. В свою очередь, у Sound Blaster Live! 24-bit и Audigy 2 SE и Audigy LS чипсет не EMU10k1/10k2 (традиционный для обычных, некогда "флагманских" Live и Audigy 2/4), а CA-0106.

К сожалению, классические карты Audigy 2 (ZS) или 4 после 2008 года уже трудно найти в магазинах - хотя было светлое время, когда эти карты упали в цене и продавались долларов по 30. Нынешние же Audigy, как я отметил выше - это другой чипсет. Переемником Audigy надо рассматривать X-Fi (опять же, не XtremeAudio). Вычислительная способность чипсета EMU20K1 сопоставима с Intel Pentium4 3 ГГц.

Если у вас Linux, то помните, что X-Fi поддерживается в нем не "из коробки", а путем установки драйверов от Creative. Что до пользователей Windows, то вас касается вот что - в дешевых картах Audigy Value и SE, насколько я знаю, нет поддержки ASIO. Что такое ASIO, я расскажу несколько позже. И еще отличие от полновесных, прежних Audigy 2 и 4 - совмещенный вход для микрофона и линейный. Раньше был отдельно. Audigy 2 ZS в чистом виде сейчас выпускается в версии для ноутбуков, по достаточно высокой цене. То есть, если раньше Audigy была флагманом, как сейчас X-Fi, то современная Audigy - это низкобюджетное решение, по сути не являющеемя переемником старых Audigy.

Драйверы под Vista для всех "полновесных", старых Audigy не поддерживают EAX и другие технологии, которые работают с этими картами в Windows XP. Однако, доступны неофициальные дрова от Daniel Kawakami, и они обходят ограничения. Есть и другие измененные драйверы - ищущий да найдет. Есть еще утилита Creative ALchemy для поддержки EAX в некоторых играх.

У карт от Creative в промежутке начиная c Live! и ДО полновесных X-Fi, есть любопытная особенность, касающаяся работы с записями, оцифрованными в 44.1 килогерц (обычные музыкальные диски и MP3). Подробности читайте здесь .

Creative (да и другие производители) выпускают также внешние карты, эдакие коробочки, подключающиеся к компьютеру по USB, стоимостью дороже их PCI-аналогов. Еще надо помнить, что карты Creative, да и другие подобные, предназначены в первую очередь для игр, просмотра фильмов, прослушивания музыки - равно как и встроенные звуковухи.

А что такое профессиональные звуковые карты? Они дороже бытовых - раз. Дороговизна некоторых представителей оных относительна. Профессиональная карта начального уровня стоит чуть выше 100 долларов (новая, а подержанная дешевле) - то есть дешевле навороченной бытовой вроде X-Fi, Platinum-версия которой идет почти за 200. В профессиональной карте вы скорее всего не встретите аппаратной, да и программной поддержки игровых технологий вроде EAX (программная и аппаратная поддержка картой реверберации и подобных эффектов - а начиная с EAX 4 туда входят дисторшн, флэнжер и т.д.). Другое дело, нужна ли эта EAX? Я играл во многие игры со включенным EAX и без него - так вот, мне больше нравится звучание БЕЗ. Хотя почему не делать поддержку EAX хотя бы программно, как поступают разработчики встроенных карт?

Далее, у профессиональных карт, как правило, два или более входов для записи - вы можете одновременно записывать много партий. Одна из популярных таких карт - двухканальная M-Audio Audiophile 2496 ценой немногим более 100 долларов. У меня такая - доволен. Работает и под XP, и под Linux. Linux вообще её подхватывает без всякого. Никаких драйверов извне ставить не надо. Воткнул карту, запустил комп, Linux - работает карта. А под XP пришлось, конечно, кормить систему диском с драйверами. Но! С Audiophile 2496 вам нужен микшер или прочее железо с предусилением! Ибо у Audiophile 2496 входы только тюльпанные и нету предусилителя, то есть микрофон/электруху напрямую к этой карте подключить нельзя.

В чем качественная разница звуковых карт? Кроме качества исполнения деталей. Вычислительная производительность. Качество звучания (я не буду подыскивать эпитет, чтобы обозначить им звучание встроенной звуковой карты). Уровень шума - многие старые и встроенные звуковухи просто шумят. Шум особенно очевиден в наушниках.

Часть 2 >>>

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100