Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
 
 
Часть 2
 
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

Выбор звуковой карты. Часть 2.

Одно из важнейших рабочих свойств - задержка (latency). Это очень скользкая тема. Задержка зависит от многих факторов - от производительности чипсета звуковухи, её драйверов и самого компа. Задержка - грубо говоря, это время между посылкой цифрового звука на карту и его воспроизведением. Чем задержка меньше, тем удобнее работать. Например, у меня на Audiophile 2496 рабочая задержка около 3-6 миллисекунд. Говоря о рабочей задержке, я сужу по песням, над которыми работаю. А это технически сложные, ресурсоемкие песни.

На Audigy 2 ZS задержка (с драйверами ASIO), при которой действительно можно работать над такими песнями - где куча партий и эффектов - составляла у меня около 50 миллисекунд. В разных статьях вы прочтете, что на Audigy или другой какой бытовой карте ставится задержка даже две миллисекунды. Да впрямь хоть две, только при сведении сложных, а НЕ пробных песен из одной партии звук будет щелкать и запинаться. Но бытовые карты могут быть не так плохи в смысле задержки - вот тут и проявляется парадокс. Та песня, что у меня шла без запинки на Audigy 2 только при 50 миллисекундах задержки, на упомянутой выше встроенной звуковухе (на кодеке ALC850) хорошо себя вела при задержке 11 миллисекунд (через драйвер ASIO4ALL).

Я читал о странных вещах с задержкой в Audigy - возможно, она проявляется на определенных конфигурациях компьютера, я не знаю. Конфликтов прерываний и каналов DMA никаких не было. Еще о задержке - тот же мой ALC850 при выводе звука не через ASIO4ALL, а через DirectSound, дает задержку уже 185 миллисекунд. Но - это всё значения относительные, на каждом компе они разные. Давайте теперь разберемся, на что влияет и на что не влияет задержка?

Задержка влияет, когда вы записываете вживую партии с помощью MIDI-клавиатуры (или синтезатора, используемого как MIDI-клава). Чем больше задержка, чем больше запаздывание звучания. Вы нажали клавишу, и только после времени, равного задержке, прозвучит выбранный вами виртуальный инструмент. Задержка также влияет, когда вы сводите сложную песню с уймой дорожек, виртуальных инструментов и эффектов - порой на низкой задержке появляются щелчки, хрипы, в некоторых местах песни звучание может замедляться. Чаще всего такие неприятности происходят при запуске песни на воспроизведение (в программе сведения, конечно). Не говоря уже о записи.

Задержка не влияет на запись "живых" партий, но с двумя оговорками. Первая - в программе звукозаписи предусмотрены автоматический сдвиг записанного материала на время задержки. И вторая - если вы не используете программный мониторинг, он же просто мониторинг (не путать с DM - direct monitoring, т.е. прямой мониторинг). Записывать вокал, гитару и прочее можно с мониторингом и без. В чем разница? Когда для дорожки включен мониторинг, то поступающий на вход звуковой карты сигнал проходит, говоря упрощенно, следующий путь:

1. Вход звуковой карты.
2. Обработка сигнала в программе сведения.
3. Вывод на звуковую карту вместе (одновременно) с другими сведенными дорожками.

Задержка в шаге номер 1 - пока программа получит звуковые данные от драйвера. Зависит от последнего. На шаге 2 добавляется программная задержка - ведь наложение на звук эффекта, да и даже простое изменение громкости отнимает у процессора вычислительные ресурсы. На шаге 3 снова добавляется задержка взаимодействия драйверов и звуковой карты.

А если мониторинг выключен? Путь сигнала следующий. На шаге 2 эффекты не накладываются на дорожку во время записи на неё. А действуют только при воспроизведении. Третий шаг не наступает вообще - сигнал с записываемой дорожки исключается из микса, то есть то, что, грубо говоря, поет вокалист, в колонках во время записи не звучит. Звучать будет после, когда вы пустите песню на воспроизведение, при сведении. Конечно, есть еще задержка на входе. Но при записи живого материала она исправляется программой сведения.

На всякий пожарный поясню. Вот у вас уже записаны партии ударных и басухи, каждая на отдельной дорожке. Вы хотите наложить, допустим, вокал. Создаете новую дорожку, включаете программу сведения на запись и поёте. Будет ли вокал, записанный вокал с такой-то задержкой, отставать потом от музыки? Нет, не будет. Если программа звукозаписи умеет автоматически сдвигать записанный материал на время, равное задержке. Например, Reaper это может.

Касательно DM - direct monitoring, или прямого мониторинга. Смысл заключается в том, что сигнал поступает БЕЗ ЗАДЕРЖКИ со входа звуковухи напрямую на выход, минуя обработку в программе записи/сведения. Впрочем, в этой последней иногда (зависит от программы) можно управлять такими параметрами "мониторимого" сигнала, как громкость и панорама. Прямой мониторинг работает независимо от программы звукозаписи. Вы включаете комп, подключаете гитару и играете на ней, даже не запуская никакую программу звукозаписи. В этом случае, если DM включен, то гитара звучит из колонок или наушников, подключенных компу.

О настройке direct monitoring в картах Audiophile. По умолчанию он выключен. Чтобы включить его, надо (привожу способ для текущих драйверов и их панели управления) сделать так. Открываем панель управления звуковухой, и на вкладке Mixer поднимаем громкость звучания сигнала (для программного микшера карты) для каналов и WavOut 1/2 (цифра 1 на картинке) H/W In 1/2 (обозначен двойкой) до нуля, то есть до допустимого максимума.

Теперь на соседней вкладке - Patchbay/Router - выбираем для канала H/W Out 1/2 out пункт Monitor Mixer:

После этого в программе звукозаписи следует писать с обычных входных портов (через дрова ASIO) - Analog In 1 Delta Ap и т.п. - не с Monitor In 1, а именно Analog In. Чтобы быстро отключить DM в Audiophile, просто выберите в панели управления картой, на вкладке Patchbay/Router, для канала H/W Out 1/2 вывод не на Monitor mixer, а на WavOut 1/2.

В Linux, DM для Audiophile настраивается через утилиту Envy 24 Control Utility (обычно устанавливается автоматически), на вкладке Patchbay/Router выберите для H/W Out 1(L) и H/W Out 2(R) значения H/W In 1 и H/W In 2.

Что до карт Creative Audigy и других бытовых карт, в том числе встроенных, то в них прямой мониторинг в Windows управляется через громкость каналов. Обычно там в системном микшере на вкладке каналов воспроизведения можно поднять громкость канала Line in (или микрофонного) и слышать его сразу в колонках, в обход программы звукозаписи. Откройте микшер (Пуск - Программы - Стандартные - Развлечения - Громкость) и потыкайте там.

Часть 3 >>>

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100