Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
 
 
 
Часть 3
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

Выбор звуковой карты. Часть 3.

Итоги по мониторингу. В общих случаях справедливы следующие утверждения:

1. Никакой мониторинг НЕ нужен, если вы не хотите слышать себя в колонках или наушниках во время записи.

2. Прямой мониторинг нужен, если вам надо слышать записываемое со входа карты (линейный вход, микрофонный) из колонок или наушников. Типичный пример - электрогитара, подключенная "в линию". Весь звук из гитары и примочки уходит на вход звуковой карты, а вам - без мониторинга - остается слышать лишь голое бренчание струн, без эффекта примочки и вообще без усиления. Поэтому в таком случае надо включать прямой мониторинг. К тому же имейте в виду нулевую задержку!

3. Программный мониторинг нужен, если вам надо слышать записываемое во время записи, и при этом чтобы звучащее в наушниках или колонках было обработано подключенными к дорожке программными эффектами. Недостаток - возможная задержка. Положительное - если у вас нет "железной" примочки, то её можно эмулировать программно и сразу же слышать результат (а не только потом, при запуске песни на воспроизведение). Программный мониторинг в некоторых программах (например в Reaper) также нужен для того, чтобы вы слышали звучание виртуальных инструментов, когда вы играете на MIDI-клавиатуре или её программном эмуляторе.

Распространённые применения мониторинга таковы: прямой мониторинг - запись электрухи; программный - запись MIDI-партий с клавы. Остальное - более редкие, частные случаи.

Фактически все бытовые - или, как их еще называют - мультимедийные карты - имеют предусилитель для микрофона. В некоторых профессиональных картах такого чуда нет - подразумевается, что у вас есть микшер, а микрофон подключается через последний. Далее, если на бытовых картах все разъемы выполнены как мини-джеки (смотрите раздел о разъемах), то на профессиональной карте могут быть иные разъемы - например, RCA (тюльпан). Тогда вам понадобятся относительно нестандартные кабели (продаются в музыкальных магазинах и на технических базарах). А именно - какие кабели? Поговорим подробнее.

Домашняя акустическая система (АС), то бишь колонки, подключается к звуковухе через мини-джек. То есть от АС отходит кабель с мини-джеком на конце. Такую АС вы запросто не подключите к карте, где разъемы RCA. Хорошо, если у АС кабель не припаян, а съемный. Тогда вы вытаскиваете из АС кабель, где на каждом конце - по мини-джеку. Вам нужен другой кабель - где на одном конце - два тюльпана, а на другом - мини-джек.

Более простой вариант - если у вас бытовая карта или профессиональная на мини-джеках, тогда никакой кабель менять не нужно. На профессиональной карте может быть еще так - выходы тюльпанные, но есть мини-джек "для наушников". Можете туда подключать колонки. Это тоже линейный выход.

Теперь о входах. Во-первых, они отличаются по уровню сигнала, напряжения - как и подключаемые к ним устройства. Грубо говоря, есть "микрофонный" уровень и "линейный". Микрофонный значительно слабее. Устройства одного уровня надо подключать к гнездам такого же уровня. Например, микрофон или гитара имеют микрофонный уровень. Гитара, подключенная через некоторые виды примочек, может иметь линейный уровень. Но некоторые педали дают микрофонный уровень. Линейный уровень также у выходов микшера, линейного выхода комбика, у кассетного или MP3-проигрывателя. Выход для наушников - это тоже линейный выход.

Если подключить устройство микрофонного уровня к линейному входу, получим очень тихий сигнал - который, впрочем, можно усилить разными способами. Так, на микшере есть регулятор Gain (не путать с Level), позволяющий управлять уровнем поступающего сигнала. А в микрофонном входе звуковой карты, если таковой наличиствует, можно включить встроенный усилитель, который увеличит сигнал на 20 дБ (так называемый +20 dB boost). Подчеркиваю - речь идет о микрофонном входе именно звуковой карты. Этот +20 dB скрывается в системном микшере, под кнопкой "Настройка" для канала "Микрофон". А кнопка сия видна лишь если вы в меню "Параметры" микшера поставите галку на "Дополнительные параметры". Вообще выведите себе этот микшер в трей (область рядом с часиками). Делается это так - идете в Мой компьютер - Панель управления - Звуки и аудиоустройства, там ставите галочку на "Отображать значок на панели задач". В том же окне можно на вкладке "Аудио" назначить звуковуху по умолчанию, если у вас несколько звуковых карт.

Обратите внимание, что линейный сигнал это НЕ ТОТ СИГНАЛ, который идет на колонки с усилителя!!!

Посмотрим, какие разъемы есть у вас на звуковухе? Какие входы? Обычно - линейный и микрофонный. Микрофонный отличается тем, что он моно, и что в нем есть включаемый программно (либо включенный постоянно) усилитель сигнала на 20 децибел, а кроме того с него на микрофон (электретный, то бишь мультимедийный) подается питание 1.5 - 2 Вольта).

Какие входные гнезда на звуковухе?

Если мини-джеки, то всё зависит от того, что вы будете к звуковухе подключать. Если это микшер, то - у микшера обычно есть несколько выходов, в том числе на наушники - большой джек. Вы можете воткнуть туда переходник с большого джека на малый, а в него - кабель, где на обоих концах - мини-джек. Другой вариант подключения микшера - это кабель, где на одном конце - миниджек (втыкается в звуковуху), на другом - раздвоение, на два обычных, больших джека, которые втыкаются в левый и правый выходы микшера. Третий вариант - у звуковой карты - разъемы тюльпан. Можно взять тогда два кабеля, где на каждом одна сторона - тюльпан, другая - обычный джек. Либо берете кабель тюльпаны/миниджек, тюльпанами подключаете к звуковухе, а миниджек втыкаете в через переходник к выходу микшера для наушников. Еще вариант - подключение микшера через цифровой вход SDPIF, мы его пока рассматривать не будем.

К сожалению, на многих ноутбуках с целью их удешевления ставят упрощенную звуковую карту только с двумя разъемами - линейным выходом, а также входом для микрофона. И вход любит только один тип микрофонов - мультимедийный, другие там просто не работают. Иногда такой разъем совмещается с линейным, однако в итоге, при подключении линейного устройства, на вход поступает моно - разделенное, впрочем, на два канала.

О том, как подключать к компьютеру гитару и микрофон, читайте в разделах про запись с микрофона и гитары.

В некоторых статьях и книгах встречаем немало слов о том, что в такой-то карте хорошо сделан MIDI-синтезатор. По большому счёту, сейчас синтезатор звуковой карты редко используется в целях создания музыки. Разве что MIDI-файлы поиграть перед тем, как залить их на старую мобилку. Тембры, "зашитые" в синтезатор звуковухи или же в его системный программный эмулятор столь скверны, что звучание их может поразить разве что человека, пересевшего за компьютер с калькулятора.

Долгие годы своим путем в этом плане шли карты от Creative с их технологией Sound Fonts. В картах Sound Blaster AWE 32, AWE 64, Audigy и X-Fi есть возможность загрузки в память (карты либо компа) звуковых банков формата Sound Fonts (большая коллекция коих доступна по этой ссылке). Хотя в X-Fi поддерживаются уже 24-битные Sound Fonts, и существуют плагины, позволяющие "играть" этими звуковыми банками и на картах не от Creative, популярность технологии сравнительно невелика. Вероятно потому, что на первых порах Sound Fonts звучали довольно мерзко. Это сейчас не редкость "звуковые шрифты" размером десятки мегабайт, а раньше пиликала какая-то скрипка из 50 килобайт. Но в целом накопленный за годы массив "звуковых шрифтов" отличается тусклым, пластмассовым звучанием - потому что плохих Sound Fonts намного больше, чем хороших.

Разница для Sound Fonts между воспроизведением на картах Creative и других картах в том, что на Creative они воспроизводятся аппаратно. С другой стороны, загружая такие звуковые банки в виртуальный инструмент-плагин, вы намного упрощаете себе работу, поскольку так проще будет сводить дорожки песни в один файл. Дело в том, что при рендеринге песни в WAV (основной формат хранения несжатого оцифрованного звука), партии, играемые на MIDI-синтезатор звуковой карты, в микс просто не попадают - их надо перегонять в WAV отдельно. А с плагином-инструментом звук идет прямо в WAV-микс.

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100