Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
 
Запись с микрофона
Запись вокала
 
 
 
 
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

Запись с микрофона. Запись вокала.

Запись с микрофона

Есть два способа подключения микрофона. Если у вас нет микшера, то штекер от микрофона втыкается в гнездо Mic-In звуковой карты. Гнездо это - миниджек, обычно еще и подкрашенный розовым цветом вокруг. Если у микрофона другой штекер, купите переходник. С покупкой переходника XLR на миниджек у вас точно будут трудности. Легче уж пяткой ухо почесать. При подключении в гнездо Mic-in надо включить предусиление сигнала, поступающего от микрофона в звуковуху. Делается это программно. Запускаете системный микшер, а там в настройках записи или воспроизведения ставите галочку на чем-то вроде Mic Boost +20 dB, то есть усиление сигнала на 20 децибел. Там есть под каналом микрофона кнопочка дополнительны настроек, а в ней-то и прячется "Mic Boost". Далее, надо будет в "общем" разделе настроек (где каналы) указать галочкой, что мы записываем звук именно с Microphone (Min-In), а не с Line-In или Mix. Я привожу разные названия, потому что в разных микшерах и на разных звуковухах названия эти тоже разные. Но похожие.

Проще всего подключать микрофон через микшер. В таком случае сам микшер подключается к линейному входу звуковухи (Line In). Микшер удобен тем, что на нем есть гнезда и для джеков, и для XLR. А вот для мини-джеков - нет. Дешевый "мультимедийный" микрофон вы в микшер без переходника не воткнете. Переходники эти есть в свободной продаже на радиобазарах, в супермаркетах электроники и конечно же в музыкальных магазинах.

Уровень записи и канал, с которого записывается звук, в бытовых картах выбирается через системный микшер. Там в меню Параметры пойдите в Свойства, и в открывшемся окне поставьте галочку на "Запись", заодно включите там же в списке нужные вам каналы - чтобы они потом отображались в микшере. Затем нажимаем ОК и попадаем на страницу микшера с уже не каналами воспроизведения, но записи (обратное переключение на страницу с каналами воспроизведения делаем через то же окно Свойств в Параметрах).

Уровень записи - личное дело каждого. Главное, чтобы он не зашкаливал за 0 децибел. Напомню, что в цифровом звуке за предел громкости принято 0 дБ. Всё, что ниже этой отметки - тише. На самых нижних уровнях похоронены шумы самой звуковой карты и шумы ошибок оцифровки. Примерно до -50 дБ можно столкнуться с фоновыми шумами микрофонов и электрогитар. Полезный звук начинается на громкости эдак от -30. Некоторые люди стараются записываться на максимально возможных уровнях. Мне приличным уровнем кажется диапазон от -12 до -6. При этом есть еще куда прыгать выше (целых 6 децибел!), если захочется играть погромче.

Запись вокала

Микрофон надо держать не прямо возле рта, а на уровне носа, либо ниже рта, либо в стороне. Иначе от потока воздуха звук будет пердящим на "б", "п" и подобных согласных. Как думаете, для чего головка микрофона покрыта сеткой? Это против ветра. Если микрофон закреплен на стойке, то часто между вокалистом и микрофоном устанавливают дополнительную сетку - её можно сделать из женских колготок и натянуть на некую раму. Можете и из мужских, если найдете такие.

Когда вокалист расходится и поет громко, он должен отдалять микрофон от себя, иначе громкость будет зашкаливать, получится перегруз, непоборимые искажения - звук захрипит. Чем ближе микрофон к певцу, тем больше улавливается низких частот. Однако, удаление микрофона от певца способствует более ровной громкости. Среднее же расстояние от микрофона до рта зависит от громкости пения.

При пении, показывайте вокалисту индикатор громкости в вашей программе звукозаписи, чтобы вокалист видел, с какой громкостью поет и не повышал её больше 0 децибел, либо указанного ему уровня (например, -6 дБ).

Вокалисту дОлжно надевать наушники, куда вы запускаете фонограмму. При этом лучше включите в программе звукозаписи прямой мониторинг поступающего сигнала, чтобы певец слышал свой голос. Если нельзя включить прямой мониторинг, то программный с минимальной задержкой. Если задержка большая, то откажитесь от мониторинга.

Пусть вокалист ест и пьет до записи, а не в перерыве - иначе в одной части записи звук будет одним, в другой - совсем иным.

Ежели вокалист сфальшивил и по какой-то причине не перепел партию, то придется исправлять питч (основной тон) его голоса вручную. Для этого навешиваем (перед остальными эффектами!) на дорожку плагин ReaPitch, затем нажимаем в свойствах дорожки кнопку управления огибающими и там, в разделе этого плагина, ставим галочку на регуляторе, отвечающем за метод изменения питча (Shift такой-то способ). Например, Shift (semitones) означает сдвиг питча по полутонам, а Shift (cents) - более точно, в сотых долях полутона. То есть в 1 полутон = 100 центов. Есть и другие варианты изменения питча, пробуйте, какой вам удобнее.

После включения такой огибающей возьмите трудный участок партии в петлю (выделение, потом кнопка петли на панели воспроизведения/перемотки) и масштабируйте максимально по вертикали. Должно получиться что-то вроде этого:

Затем - привычная скучная работа - рисуем на огибающей точки и подгоняем ими вокал под нужный питч в требуемых местах. Не забывайте вернуть питч в исходное состояние вне трудной области. То есть крайние точки, ограничители, должны стоять на высоте по умолчанию. На звучание измененного питча существенно влияет алгоритм, который выбирается в окне плагина. Там внизу есть раздел Pitch shift mode. Мне нравятся такие настройки: в списке Algorithm выбираю SoundTouch, в Parameter ставлю High Quality.

Удвоение вокала. С незапамятных времен используется техника удвоения вокала, или vocal doubling. Так и Нирвана писалась, и ГО, и отечественные ВИА семидесятых, и все современные поп-проекты так пишутся. Способ этот придает вокалу более насыщенное, полное звучание. Есть несколько видов удвоения вокала. Погодите, "удвоение" так названо лишь ради удобства, на деле же происходит и утроение, и учетверение - всякое бывает.

В классическом случае вокалисту надо спеть на разные дорожки параллельно несколько версий одной и той же партии, стараясь совершенно уложиться в спетое ранее. Затем дорожки разводятся в панораме и громкости.

Другой способ - для ленивых. Партии раздваиваются искусственно. Партия копируется на соседнюю дорожку и там сдвигается (отключите выравнивание по сетке - Alt-S) чуть вперед. Звучание при этом становится грубым и неестественным, хотя многие применяют именно такой подход. Иногда варианты партий еще "разводят" между собой эквалайзером.

Где послушать "классический" пример удвоение вокала? Навскидку: Nirvana - Smells Like Teen Spirit.

Запись электрухи >>>

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

Еще статьи о записи:

Барабаны.

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100