Что такое звукорежиссура
Что такое звук
Какой нужен компьютер
Выбор звуковой карты
Настройка задержки в Linux и Windows
Нужен ли вам микшер?
Микрофон
Наушники
Что такое MIDI
Программы
DAW - основа студии
DAW Reaper - сведение музыки
Тонкости работы с DAW
Волновые редакторы
Запись
Сведение
Рождение звука :-)
Частотные диапазоны
Разъемы и их названия
Что такое фаза
Переоцифровка в картах от Creative
Несколько звуковых карт в Linux
Быстрый рендеринг MIDI в WAV

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Звукорежиссура

Что такое звукорежиссура.

Вот рок-группа, доселе репетирующая до упомрачения сознания, решает вдруг "записаться". Или рэпперы хотят делать свой хип-хоп. Или бард-бардесса. Наконец, просто человек надумал помузицировать на компьютере. И возникает вопрос - а как? А что для этого нужно?

В конце августа 2001 года я наблюдал следующее. На Петровке (книжно-дисковый базар в Киеве), между торговых рядов ходила некая причастная к рок-группе девушка и вопрошала продавцов - а что есть для записи музыки на дому? Девушка рассказывала, что-де она участница группы, а им - участникам - поведали, что есть такие программы, с помощью которых можно записывать на компьютер музыку, сводить её, делать настоящий альбом.

Продавцы советовали этой девушке кто во что горазд, мало разбираясь в предмете. Называли ей разный диджейский софт, хоть для её нужд он не годится. Книжка, которую вы сейчас читаете, призвана стать советчиком - не таким, как те продавцы, а относительно толковым. Давайте сразу договоримся, что я не буду давать советы "профессионального" толка. Речь пойдет сугубо о записи на дому при ограниченном бюджете. О том, что человек может сделать сам. Однако и на чрезмерное упрощение не рассчитывайте.

Как-то мы шли к метро с одной профессиональной (вот опять это длинное слово) скрипачкой. С репетиции. Из уст скрипачки прозвучало мнение, что дома нельзя записаться качественно и что нужна "настоящая студия". К сожалению, на многих музыкантов, да и самих звукорежиссеров, слово "студия" действует гипнотически. Они завороженно говорят "студия" и воображение слушателя рисует при этом поигрывающие индикаторами микшеры, разноцветные кабели, комнатки, звукорежиссера-колдуна, а потом возникает образ сверкающего компакт-диска - вожделенного готового продукта.

Давай разберемся, что такое "студия"? Во-первых, это помещение с разной аппаратурой, компьютерами и программами. Само по себе оно совершенно бесполезно. Если посадить на хозяйство в такое помещение обезьяну, а потом пригласить музыкантов и певцов, то сколько бы ни играли и пели, сверкающий компакт-диск не родится.


чудеса, сокрытые в студии...

Логика подсказывает, что нужен звукорежиссёр. Он-то и будет руководить записью, а потом сведёт записанные в компьютер на дорожках партии воедино. Но звукорежиссер и студия - разные понятия. Да, "студия" может позволить себе дорогую музыкальную аппаратуру - микрофоны за тысячи долларов, здоровенные микшеры (где каналов всегда больше, чем нужно) и - главное - помещения, где можно вдоволь кричать, выжимать из комбиков полную мощность и так далее. "Студия", конечно, предоставляет больше возможностей именно в области применения аппаратуры, технических средств.

Что до компьютерной начинки, то как в "студии", так и дома она одинакова по функциям - да и программы в основном те же. Обработка звука и сведение в "студии" и дома ничем не отличается, кроме разве что в "студии" стоят обычно дорогие колонки, называемые мониторами, а дома в качестве акустической системы обычно используется максимум колонки от Creative (хотя можно, ежели средства позволяют, купить долларов за 200 пару любительского уровня мониторов). В "студии" также вместо программных эффектов часто используются аппаратные, которые во многих случаях всё равно внутренне занимаются цифровой обработкой сигнала.

Итак, при умелом обращении с программами для работы со звуком и музыкой, отличие вашей домашней записи от студийной отличается только аппаратной частью. Но играет ли она важную роль? Да, микрофон за 1000 долларов записывает голос или акустическую гитару несколько более естественно, чем микрофон за 50 долларов. Но при звучании этой записи в колонках, не говоря уже о наушниках-затычках, у 99 процентов слушателей разницы не будет. Звук, издаваемый гитарным комбиком на полной мощности хорош, но его можно эмулировать программно, в несколько щелчков мыши подключив к дорожке эффект.

Кто-то не мыслит музыки без "студии" или огромных концертных залов, а кому-то достаточно играть в подворотне. Бард в подворотне всегда поет искренне - потому что не за деньги, а для своего и слушателей удовольствия. Но! Ему не надо продавать музыку, а значит, он свободнее в творчестве. Но это творческий вопрос, есть еще технический. Один и тот же результат достижим разными способами. Посмотрите фильм Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом", снятый в 1929 году. У Вертова не было ни компьютерных систем нелинейного видеомонтажа, ни съемочных кранов, ни ветродувов. Однако лишь в конце 90-тых годов редкие создатели видеоклипов в своих работах приблизились к тому, что Вертов сделал в 1929 при минимуме технических средств.

В университетский курс звукорежиссуры входит физика. Это неспроста, ибо знание о звуковых волнах, о колебаниях, об электричестве дают понятие про основу, на коей зиждется звукорежиссура вообще. Вы можете, конечно, музицировать и записывать звук безо всяких знаний о физике. В конце-концов, чтобы включить свет, вам не надо знать о том, как именно работает лампочка и что свет, да и вообще воспринимаемый нами зрительный образ - не более чем электромагнитные колебания, получаемые сетчаткой глаза и благодаря химическим процессам преобразуемые в электрические импульсы, которые затем передаются в мозг по нервной системе.

Но когда вы понимаете суть - вы чувствуете гравитацию, предметы обретают вес, ваше мироощущение становится полнее. Вы можете проводить сравнения и видеть вещи насквозь, зная их устройство.

Автор: Петр Семилетов
ИСТОЧНИК: http://soundheresy.ho.ua/

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100