Вокальный букварь
Тайны вокальной речи
Основы психоакустики Слух и речь
 
Часть 1
 
Знание - сила!
Упражнения
Наказ вокалисту
Это нельзя вокалисту
Что нужно знать о микрофоне

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Вокал.

Основы психоакустики. Слух и речь.
Часть 1.

ИСТОЧНИК: журнал "Звукорежиссер" 1/2002 г.

Речевой сигнал является средством передачи разнообразной информации как вербальной (словесной), так и невербальной (эмоциональной). Для быстрой передачи информации в процессе эволюции был отобран особым образом закодированный и структурированный акустический сигнал. Для создания такого специализированного акустического сигнала используется "голосовой аппарат", совмещенный с физиологическим аппаратом, предназначенным для дыхания и жевания, поскольку речь возникла на поздних стадиях эволюции, то к речеобразованию пришлось приспособить уже имеющиеся органы.

Основные процессы образования и восприятия речи.

Рис. 1 Основные процессы образования и восприятия речи.

Процесс образования и восприятия речевых сигналов, схематически показанный на рисунке 1, включает в себя следующие основные этапы: формулировка сообщения, кодирование в языковые элементы, нейромускульные действия, движения элементов голосового тракта, излучение акустиче­ского сигнала, спектральный анализ и выделение акустических признаков в периферической слуховой системе, передача выделенных признаков по нейронным сетям, распознавание языкового кода (лингвистический анализ), понимание смысла сообщения.

Голосовой аппарат является, по существу, духовым музыкальным инструментом. Однако среди всех музыкальных инструментов он не имеет себе равных по своей многогранности, разносторонности, возможности передачи малейших оттенков и др. Все способы звукоизвлечения. которые используются в духовых инструментах, используются и в процессе образования речи (в т.ч. вокальной речи), однако все они перестраиваемы (по приказам мозга), и имеют широчайшие возможности, недоступные ни одному инструменту.

 Структура голосообразующего аппарата.

Рис. 2 Структура голосообразующего аппарата.

Если рассматривать структуру голосообразующего аппарата как духового музыкального инструмента, он состоит из трех основных частей (рисунок 2):

- генератора — дыхательной системы, состоящей из воздушного резервуара (легких), где запасается энергия избыточного давления. Мускульной системы и выводного канала (трахеи) со специальным аппаратом (гортанью), где воздушная струя прерывается и модулируется:

- вибраторов - голосовых связок, воздушных турбулентных струи (создающих краевые тоны), импульсных источников (взрывов),

- резонаторов - разветвленной и перестраиваемой системы резонансных полостей сложной гео­метрической формы (глотки, ротовой и носовой полости), называемой артикуляционной системой.

Генерация энергии воздушного столба происходитв легких, которые представляют собой своеобразные меха, создающие поток воздуха при вдохе и выдохе за счет разницы атмосферного и внутрилегочного давления. Процесс вдоха и выдоха происходит за счет сжатия и расширения грудной клетки, которые осуществляются обычно с помощью двух групп мышц: межреберных и диафрагмы, при глубоком усиленном дыхании (например, при пении) сокращаются также мышцы брюшного пресса, груди и шеи.

При вдохе диафрагма уплощается и опускается вниз, сокращение наружных межреберных мышц поднимает ребра и отводит их в стороны, а грудину - вперед. Увеличение грудной клетки растягивает легкие, что приводит к падению внутрилегочного давления по отношению к атмосферному, и в этот "вакуум" устремляется воздух. При выдохе мускулы расслабляются, грудная клетка за счет своей тяжести возвращается в исходное состояние, диафрагма поднимается, объем легких уменьшается, внутрилегочное давление растет, воздух устремляется в обратном направлении.

Таким образом, вдох — процесс активный, требующий затраты энергии, выдох - процесс пассивный. При обычном дыхании этот процесс происходит примерно 17 раз в минуту, управление этим процессом, как при обычном дыхании, так и при речи, происходит бессознательно, но при пении процесс постановки дыхания происходит сознательно и требует длительного обучения.

Количество энергии, которое может быть израсходовано на создание речевых акустических сигналов, зависит от объема запасенного воздуха и соответственно от величины дополнительного давления в легких. Учитывая, что максимальный уровень звукового давления, который может развивать певец (имеется ввиду оперный), составляет 100...112 дБ, то очевидно, что голосовой аппарат является не очень эффективным преобразователем акустической энергии. Его КПД составляет порядка 0.2%. как и у большинства духовых инструментов.

Строение гортани.

Рис.3 Строение гортани.

Модуляция воздушного потока и создание избыточного давления происходит в гортани. Гортань (larynx) - это клапан, (рисунок 3) который находится на конце трахеи (узкой трубки, по которой воздух поднимается из легких). Этот клапан предназначен для предохранения трахеи от попадания посторонних предметов и для поддержания высокого давления при подъеме тяжестей.

Именно этот аппарат и используется в качестве голосового источника при речи и пении Гортань образована из на бора хрящей и мышц. Спереди ее охватывает щитовидный хрящ (thyroid), сзади - перст невидный хрящ (cricoid), сзади также располагаются более мелкие парные хрящи: черпаловидные, рожковидные и клиновидные. Сверху гортани расположен еще один хрящ-надгортанник (epiglottis), также типа клапана, который опускается при глотании и закрывает гортань. Все эти хрящи соединены мышцами, от подвижности которых зависит скорость поворота хрящей. С возрастом под­вижность мышц уменьшается, хрящи также становятся менее эластичными, поэтому возможности виртуозного владения голосом при пении также уменьшаются.

Сечение трахеи и гортани.

Рис.4 Сечение трахеи и гортани.

Наиболее сложно устроен средний отдел гортани (рисунок 4), в котором расположены парная мышечная перегородка (эластичный конус) и две пары складок. Верхние называются преддверными, или "ложными голосовыми", а нижние — голосовыми. В толще последних лежат голосовые связки, образованные эластическими волокнами, и мышцы (рисунок 5). Промежуток между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью. Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидным хрящами. Размеры голосовой щели в открытом состоянии 2 см в длину и 1 см в ширину.

Именно голосовые складки и являются основным источником голосообразования. Преддверные голосовые складки выделяют специальную слизистую секрецию, которая помогает смазывать голосовые складки и предохраняет их от повреждения при трении во время звукообразования. Обычно они не участвуют в процессе звукообразования, однако, при некоторых патологиях истинных связок.

Голосовая щель и голосовые складки в динамике.

Рис. 5 Голосовая щель и голосовые складки в динамике.

Они могут участвовать в образовании звука (например, пение Луи Армстронга). (Хрипота голоса Армстронга была вызвана бородавчатыми образованиями на голосовых связках - это “лейкоплакия”, проявляющаяся как участки ороговения эпителия. Диагноз "лейкоплакия" был поставлен артисту в зрелом возрасте, но хрипота в голосе присутствует уже на его первых записях, сделанных в возрасте 25 лет. - прим.ред.).

Часть 2 >>>

 

 

 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100