Как выбрать синтезатор
Как выбрать фортепиано
Как ухаживать за пианино
Как выбрать сэмплер
Упражнения

<<< Карта сайта >>>

Все вопросы и пожелания пишите в гостевой!

 

 

Клавишные

Как выбрать сэмплер.

В современной музыке сэмплеры играют весьма значительную роль. Ни одна студия не обходится без этого почти универсального инструмента, и тому есть свои причины. Сэмплерных библиотек выпускается все больше, звуки становятся все качественнее, и один сэмплер и пара десятков библиотек позволяют отказаться от бесчисленного количества звуковых модулей и синтезаторов. Однако все приборы в той или иной степени не совершенны, поэтому, покупая сэмплер для студии, следует иметь ввиду некоторые ключевые моменты.

Все существующие на данный момент сэмплеры можно разбить на несколько категорий. К первой относятся серьезные студийные устройства, имеющие все необходимые функции для записи звука и последующего создания мультисэмпла, а также его настройки. Например, при помощи такого сэмплера можно воссоздать звучание фортепиано, предварительно записав несколько десятков сэмплов с настоящего фортепиано в разных регистрах и с разной динамикой. Затем обработанные сэмплы привязываются к определенным клавишам на MIDI-клавиатуре, и вы получаете возможность играть на ней, как на настоящем фортепиано. Такой сэмплер нужен прежде всего тем, кто собирается работать с реальными инструментами, но не имеет возможность пригласить небольшой симфонический оркестр для записи одной из своих композиций.

Ко второй категории относятся так называемые фразовые сэмплеры типа Loop/Groove. Их количество растет в связи со спросом на танцевальную музыку. Как правило, в качестве “инструмента” используется не мультисэмпл, скажем, синтезатора Moog, а уже готовая записанная фраза, которая в последствии обрабатывается. Обычно эти инструменты предусматривают возможность их использования на “живых” выступлениях и поэтому оснащены большим по сравнению со стационарными сэмплерами количеством регуляторов, позволяющих изменять параметры звуков в режиме реального времени. Для таких сэмплеров выпускаются специальные библиотеки с ритмическими и гармоническими паттернами, рассортированными по темпу. Конечно, студийные сэмплеры тоже могут работать с таким материалом, и, надо сказать, раньше их использовали преимущественно для подобных задач. Однако основная разница между этими двумя категориями приборов заключается в том, что первые менее приспособлены для оперативной работы, что называется, “на лету”, а вторые не имеют возможности точной настройки и обработки сэмплов.

Еще одну категорию сэмплеров представляют рабочие станции, совмещающие в себе функции синтезатора и сэмплера. Возможности сэмплирования значительно отличаются от модели к модели, поэтому однозначно отозваться о них нельзя. Некоторые могут только воспроизводить несколько записанных фраз, другие (в частности, Yamaha EX и Korg Triton) имеют полноценный встроенный сэмплер, что, собственно, видно по их цене.

Частота сэмплирования
Этот параметр всем знаком, и рассказывать о том, что это такое, мы не будем. Понятно, что чем выше частота сэмплирования, тем лучше качество звука, на этом и остановимся. В первых моделях сэмплеров широко использовалась частота сэмплирования 22 кГц, и обуславливалось это небольшим объемом оперативной памяти тогдашних сэмплеров (о памяти чуть позже). Для хранения одной минуты стереофонического цифрового звука требуется около 10 Мбайт памяти, а на первых сэмплерах этот объем был ограничен 750 килобайтами, и чтобы дать возможность пользователю загружать как можно больше звуков, приходилось использовать сэмплы с низкой частотой сэмплирования и, соответственно, с не слишком хорошим качеством.

В некоторых древних сэмплерах даже использовалась частота сэмплирования 8 кГц. Если обратиться к теореме Найквиста, на которой и основывается технология оцифровки звука, то для адекватного восприятия звука частота сэмплирования должна как минимум вдвое превышать верхний порог слуха человека. В ситуации с частотой сэмплирования 22 кГц получается, что все слышимые частоты выше 11 кГц будут воспроизводиться не корректно. Конечно, ни один инструмент не в состоянии воспроизвести ноту такой высоты, однако в часть звукового спектра с 11 кГц до 22 кГц попадают ВЧ-гармоники, благодаря которым звука кажеться “прозрачным” и “чистым”. Их отсутствие в звуке того или иного инструмента непременно вызовет ощущение некой “задушенности”, как будто слушаешь через стенку. Однако частота сэмплирования 22 кГц нередко применяется для басовых звуков, в которых мало или совсем нет высоких частот, а также для намеренного ухудшения качества звука, модного ныне метода Lo-Fi.

Разрядность
Это понятие также должно быть знакомо любому, кто имел хоть какой-то опыт общения с цифровым аудио. Разрядность – это число бит, которым описывается уровень одного отсчета оцифрованного звука, и он имеет большое значение, так как определяет динамический диапозон. Стандарт CD (16 бит) распространен практически повсеместно, но постепенно начинает усаревать, уступая место DVD (24 бит), хотя, по всей видимости, этот процесс будет длиться еще некоторые время. Опять же, чем больше разрядность, тем лучше качество и детализация звучания. Первые сэмплеры работали с разрядностью 8 бит, потом она увеличилась до 12, позже перешла на 16 бит и теперь движется в сторону 24 бит. В настоящее время сэмплеры имеют разрядность 16 бит, так что приобретая сэмплер пятилетней давности, стоит вспомнить о разрядности.

Полифония и мультитембральность
В принципе аранжировку абстрактной композиции можно создать, пользуясь одним только сэмплером, так как он может звучать любым тембром, были бы необходимые библиотеки. Поэтому многие музыканты, от композиторов-одиночек до продюсеров саундтреков, работают исключительно с сэмплерами, не применяя синтезаторов, ни реальных инструментов. Если вас интересует такая перспектива, то вам понадобится сэмплер с большой полифонией и мультитембральностью. Полифония определяет количество одновременно звучащих голосов (или нот), тогда как мультитембральность представляет собой максимальное количество одновременно используемых тембров (звуков). Лучшие образцы современных сэмплеров обеспечивают 128-голосную полифонию и 32-частную мультитембральность. Некоторые относительно недорогие модели фирм Akai и E-mu позволяют расширять данные возможности путем установки дополнительных плат.

Оперативная память
Оперативная память (RAM) используется для записи сэмплов. Чем больше объем RAM, тем больше количество сэмплов можно использовать в работе и тем длиннее они могут быть. При выключении питания сэмплера его RAM освобождается, поэтому неплохо иметь какой нибудь накопитель для хранения и оперативной загрузке сэмплов. Некоторые модели сэмплеров оборудуются флэш-картами, которые сохраняют записанную на них информацию и после выключения питания, однако они редко входят в стандартную комплектацию и стоят дороже, чем обычные модули памяти. Обычно флэш-карты используются для хранения наиболее часто используемых звуков, то есть в качестве своеобразного звукового модуля.

Хранение данных
Устройства хранения данных представляют собой еще один важный момент, играющий роль при выборе сэмплера. На раннем этапе развития сэмплеров, когда большинство из них было 8-или 12-битными, задача хранения сэмплов легко выполнялась с помощью 3,5-дюймового дисковода, так как все содержимое RAM свободно помещалось на дискету. Но современным сэмплерам с объемом RAM в несколько мегабайт требуются другие носители информации. Поэтому в качестве носителей информации используются жесткие диски, а также съемные носители большого объема (Zip и Jazz). Большинство сэмплеров также оборудовано портом SCSI, позволяющим подключать внешние накопители. Используя SCSI-порт, можно подключить сэмплер к компьютеру и с помощью специального программного обеспечения осуществлять обмен звуками между сэмплером и компьютером. Некоторые программы-редакторы позволяют управлять сэмплером с компьютера. Кроме того, к SCSI-порту можно подключить привод CD-ROM и считывать сэмплерные библиотеки с компакт-дисков напрямую.

Многие сэмплеры умеют “читать” библиотеки, записанные в формате других сэмплеров, но совместимость между приборами разных прозводителей исторически основывалось на совместимости с форматом Akai (как правило, с моделями S1000 и S3000). Скорее всего это связано с тем, что большинство библиотек делалось именно под них. В последнее время сэмплера стали поддерживать и компьютерный формат Wav. Со временем, по всей видимости, совместимость сэмплеров перестанет осложнять жизнь пользователям.

Аудио
Количество аудиовыходов сэмплера также может иметь решающее значение при покупке. Дополнительные выходы (если они есть) могут использоваться для подключения устройств обработки, если сам сэмплер не имеет встроенных эффектов. Некоторые модели предусматривают возможность установки дополнительных аудиовыходов. Практически все современные сэмплеры оснащаются цифровым входом и выходом, что позволяет коммутировать его с любым цифровым устройством – микшером, записывающим устройством или звуковой платой компьютера.

Синтез
Если раньше было достаточно того, что сэмплер мог записывать звук и затем воспроизводить, то теперь есть спрос и на другие возможности. Тем, кто серьезно занимается дизайном звука, понадобиться сэмплер с генератором огибающей, LFO, резонансными фильтрами и т.п. С помощью этого “скромного” набора можно изменить звук до неузнаваемости или сымитировать звучание аналоговых синтезаторов с большей степенью правдоподобности.

Эффекты
Чем больше у сэмплера возможностей цифровой обработки сигнала, те шире спектр возможных манипуляций. Если он оборудован процессором базовых эффектов - ревербератор, дисторшн, дилэй, хорус и т.п. - то отдельный процессор может вам просто не понадобиться. Многие модели оснащаются весьма хорошими и качественными процессорами эффектов, потому, в принципе, можно сделать аранжировку целиком на сэмплере без участия дополнительных устройств обработки. Некоторые модели в базовой комплектации не имеют платы эффектов, однако предусматривают возможность ее дополнительной установки. Другая важная функция, за которую отвечает процессор эффектов, - редактирование времени звучания сэмплов, что очень важно при работе с ритмическими рисунками и закольцованными фрагментами.

Другие возможности
Функция Record Direct-To-Disk позволяет сбрасывать готовую композицию в сэмплер и работать с ней, как с сэмплером. В этой ситуации сэмплер работает в качестве стереофонического рекордера на жестком диске. Многие сэмплеры также оборудуются секвенсерами, от самых простых до вполне профессиональных, в которых можно собрать композицию целиком. Например, вы делаете MIDI-аранжировку на компьютере, а затем открываете ее в сэмплере, подставляя нужные звуки. Таким образом можно использовать ее на концерте в качестве секвенсора, совмещенного со звуковым модулем.

Возможность пересэмплирования звука с включенной обработкой и сохранение полученного результат в качестве отдельного самостоятельного сэмпла позволяет высвободить процессор эффектов прибора для других звуков. Единственно, что стоит делать только в том случае, если вы уверены, что данному звуку понадобиться именно этот эффект. Конечно, всегда можно все переделать, однако это займет дополнительное время, которого всегда мало. Большой и легко читаемый дисплей всегда имеет преимущество, так как обеспечивает большое удобство при работе непосредственно с сэмплером, без помощи компьютера. Некоторые устройства имеют двустрочные дисплеи, с которыми невозможно работать, так как, пройдя через десяток промежуточных страничек и меню, нередко забываешь, что хотелось сделать в начале.

Программные сэмплеры
Владельцы мощных компьютеров могут работать с программными сэмплерами. На данный момент можно выделить две основные программы: Unity DS-1 (BitHeadz Software) и Gigasampler (Nemesys).

Unity DS-1 работает на платформах PC и Mac и для хранения сэмплов используют оперативную память компьютера. Gigasampler для хранения сэмплов использует жесткий диск компьютера, поэтому объем сэплерной памяти ограничевается объемом жесткого диска. Он обладает 64-голосной полифонией и 16-частной мультитембральностью. В комплект поставки входит утилита для чтения библиотек Akai, а также Gigasampler поддерживает протоколы обмена SDS и SMDI. В принципе, эта программа может работать на компьютере совместно с секвенсором, но только если у вашей звуковой карты несколько выходов, так как Gigasampler для воспроизведения своих звучаний использует одну стереопару целиком.

ИСТОЧНИК: www.muzmarket.ru

 

 

 
 
 
Copyright © 2009- "Almanac"
Rambler's Top100